Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ, магистранта направления «Социология», профиля «Экономическая социология» Федотова Владимира Фаридовича по теме: «Индустрия сетевого бизнеса: социологический анализ. (На примере NL International.)» Выпускная квалификационная работа учащегося магистратуры В. Ф. Федотова посвящена актуальному и традиционному направлению современной экономической социологии – социологическому анализу предпринимательства. В данном случае автор исследует особенности функционирования и развития сетевого бизнеса, причем, на конкретном примере компании, занимающейся торговлей. Актаульность исследования автор вполне справедливо видит как в необходимости изменения «негативного социального имиджа индустрии сетевого бизнеса», так и в анализе социальных особенностей его развития в России (с. 3, 5). Актуальности исследованию добавляет и интерес автора к проблемам сетевого бизнеса. ВКР включает две главы, введение, заключение, список литературы и приложения, содержащие инструментарий эмпирического социологического исследования. Во введении автор изложил свои взгляды на актуальность, степень разработанности темы, цель и задачи, теоретико-методологические основы исследования (с. 3-8). Структура ВКР обусловлена заявленными во введении задачами. В первой главе автор анализирует основные подходы к определению и изучению сетевого бизнеса, его роль в социально-экономическом развитии, особое внимание обращая на идеи теоретиков развития предпринимательства Зомбарта, Грановеттера, Беккера (с. 41-48). В этой же главе автор справедливо уделяет много внимания объяснению того, что, собственно, представляет из себя современный сетевой бизнес, рассматривая его как форму «партнерства между компанией и ее потребителями, при которой потребители получают вознаграждение за продвижение продукции или услуг компании на потребительском рынке своего социального пространства» (с. 9). В. Ф. Федотов не ограничивается лишь примером избранной для анализа компании, рассматривая и другие примеры «использования сетевого продвижения услуг» (с. 12-14). Далее автор подробно анализирует основные организационные характеристики исследуемой в работе компании (с. 15-22). Вполне обоснованно автор рассматривает историю развития сетевого маркетинга (с. 23-28). Вся вторая глава ВКР посвящена изложению автором данных предпринятого им эмпирического исследования. В этой главе автор ВКР строит модель личностных характеристик предпринимателя, работающего в рамках сетевого бизнеса с исследуемой компанией (с. 48-60). Далее анализируются особенности социальных коммуникаций, которые строят предприниматели, участвующие в сетевом бизнесе и работающие в партнерстве с изучаемой компанией (с. 61-90). Здесь же автор излагает аналитические материалы и данные предпринятого им эмпирического исследования. В последнем параграфе автор обращается уже к анализу особенностей функционирования рассматриваемой в качестве примера компании (с. 91-103). В заключении автор излагает выводы, отвечая на основные, поставленные во введении, вопросы и задачи. Результаты ВКР В. Ф. Федотова представляют значительный интерес и для экономической социологии, особенно в сфере исследований по социологии предпринимательства, и для решения прикладных задач организации деятельности сетевой компании. Текст диссертации характеризуется логикой изложения материалов теоретических и эмпирических исследований. Содержание ВКР соответствует заявленному названию. Список литературы включает достаточное количество необходимых, современных источников по теме исследования. В качестве замечаний автору можно было бы задать вопросы: какие рекомендации автор диссертации мог бы дать руководству изучаемой компании по организации деятельности, направленной на изменение негативного имиджа сетевого бизнеса? Какие современные задачи стоят перед предпринимателями, работающими в сфере сетевого бизнеса в Санкт-Петербурге? ВКР В. Ф. Федотова содержит развернутое обоснование выводов. Автор заслуживает положительной оценки «отлично» и присвоения степени магистра. В. Ф. Федотову можно было бы порекомендовать продолжить научную работу в избранном направлении исследований в России или за рубежом. доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и психологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Р. А. Костин