РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Платицыной Ольги Юрьевны по теме: «Разработка учебного пособия по русскому языку для взрослых» Квалификационная работа Платицыной Ольги Юрьевны на тему «Разработка учебного пособия по русскому языку для взрослых» является законченным исследованием, в котором глубоко и полно как с теоретической, так и с практической точки зрения представлен изучавшийся вопрос. Анализ работы позволяет говорить, что ее содержание полностью соответствует заявленной в названии теме: ВКР представляет теоретически обоснованный, продуманный и практически значимый сегодня проект «Я знаю русский язык!», адресованный взрослым носителям языка, желающим самостоятельно его развивать. Заявленная в названии тема также раскрыта полностью: представлена разработка пособия, которое, как нам представляется, может быть эффективным инструментом самообразования взрослых в вопросах развития культуры устной и письменной речи. Разработка эта опирается не только на опыт уже существующих пособий разных типов, но, что особенно важно для работы подобного типы, - на детальное изучение образовательных потребностей и запросов русскоговорящего населения (2.1). Последнее крайне значимо, так как обеспечивает актуальность и адресность пособия. Структура ВКР соответствует поставленным задачам, работа логична. В ВКР в достаточной мере отражены проблемы теоретического и практического характера. Так, в первой главе дан анализ современного состояния русского языка, определены основные негативные тенденции и угрозы, представлена картина, связанная с наиболее частотными ошибками и затруднениями. Положительной оценки заслуживает та часть работы, в которой на основе теоретических источников даны четкие исчерпывающие определения понятий, использованных в ВКР: «андрагогика», «непрерывное образование», «образование взрослых» и др. В работе подняты и актуальные проблемы практического характера, в первую очередь – создание наиболее универсального (доступного, мобильного, привлекательного) пособия по русскому языку для широкого круга носителей языка, готовых заниматься самообразованием. В ВКР использован широкий круг источников разных типов: монографии, научные статьи, диссертации, учебники и учебные пособия, словари и энциклопедии, электронные ресурсы. Автор опирается на работы, признанные крайне значимыми в изучении данной проблемы, использует современные исследования и научно-популярные источники, посвященные проблеме состояния русского языка, проводит большую и серьезную работу с электронными ресурсами, в том числе теми, которые считаются сегодня наиболее качественными, получили одобрение экспертов и востребованы носителями языка. Отдельного внимания заслуживает работа автора с научно-популярными источниками по вопросам культуры речи (М.Кронгауз, Н.Галь, О.Жданов и др.). Анализ источников производится на основе 8 обоснованно выделенных критериев, отличается детальностью и корректностью. Выводы, полученные в результате сравнительного анализа источников, не вызывают возражений. В целом выводы по каждой главе ВКР представляются закономерными, логически вытекают из анализа. К числу положительных (сильных) сторон ВКР отнесем следующие: - разноплановость опроса, проведенного автором с целью выявления заинтересованности носителей языка в дальнейшем его изучении; детальность проработки результатов, обоснованность выводов на материале данных, полученных в ходе опросов; - подробный и глубокий обзор интернет-источников (в том числе – приложений), к которым обращаются носители языка с целью самообразования, взвешенность и объективность оценок источников в процессе выявления их сильных и слабых сторон; - сам проект «Я знаю русский язык!», представленный в 3 главе ВКР; в нем подробно разработаны и представлены требования к оформлению учебного пособия, обеспечивающие его эффективность и востребованность у русскоговорящего населения, идея, миссия и целевая аудитория, планы создания (бизнес-план, маркетинговый план, производственный план и др.), проанализированы риски и способы их минимизации. В качестве замечания или, скорее, рекомендации автору ВКР мы бы отметили следующее: - к сожалению, в круг исследуемых пособий по культуре речи не вошли работы, выполненные преподавателями филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена под руководством проф. В.Д. Черняк: несмотря на то, что учебники и практикумы адресованы студентам-филологам, в них представлены богатейшие «тренировочные блоки», демонстрирующий такое качество материала, к которому должно стремиться любое пособие по культуре речи. С точки зрения языка, стиля, расположения материала, подачи иллюстративного материала ВКР представляется доступной, логичной, стройной. Приложения (в первую очередь – связанные с пособием) в полной мере отражают его замысел и структуру. В процессе анализа ВКР у рецензента возник следующий вопрос, связанный с тем, что автор анализирует данные опросов, проведенных только в одном регионе России, в Санкт-Петербурге. Можно ли предположить, что эти данные как-либо изменяется, если сделать более широкую выборку, в том числе – по разным регионам России? Стоит ли, на взгляд автора, учитывать «региональную обусловленность» (возможно – «профессиональную обусловленность») образовательных запросов русскоговорящего населения в процессе разработки учебного пособия по русскому языку для взрослых? «28» мая 2018г. __________________ Тенютина Екатерина Дмитриевна Подпись ФИО