РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ _____Левченко Игоря Ивановича (ФИО) по теме Образовательная и повседневная культура в школе Тэндай в IX–XIV вв. в Японии Представленная квалификационная работа И.И.Левченко посвящена изучению буддийской традиции в Японии. В последние два десятилетия буддологические исследования стали одним из ведущих направлений японоведения, появилось множество работ и переводов сочинений буддийских монахов. Если в первой половине ХХ в. центром изучения буддизма был Санкт-Петербург, то в ХХI эту инициативу перехватила Москва, где сосредоточены основные исследователи. Имея это ввиду отрадно отметить, что и в Петербурге вновь наметилась тенденция изучения буддийского учения – во всяком случае, работа И.И.Левченко свидетельствует об интересе к этой проблематике. На мой взгляд, специализация в области буддизма требует не только компетенции в области философии, не только знания китайского и японского языков, а также и обширной литературы по теме, но и известного научного мужества и уверенности в своих силах. И.И.Леченко сосредоточил свое внимание на одном аспекте деятельности школы Тэндай, а именно на законодательных актах, регламентирующих жизнь монашеской общины и ее взаимодействие с мирянами. При этом, он попытался проанализировать те изменения. которые происходили в школе Тэндай, на материале сопоставления “Правил в восьми статьях” Сайтё̄ (767–822), основателя школы Тэндай в Японии, и “Установления в двадцати шести статьях” Рё̄гэна (912–985), 18-го предстоятеля Тэндай. В этом отношении можно смело утверждать, что заявленная тема полностью соответствует ее содержанию. Отрадно отметить, что если текст Сайте уже был переведен на русский язык Н.Н.Трубниковой, то текст Рёгэна впервые представлен в русском переводе самого магитранта, хотя он его переводил во многом опираясь на англоязычный перевод Насу Эйсё. Тем не менее, именно И.И.Левченко ввел в научный оборот «Установления» Рёгэна, что является бесспорным достоинством этой работы. На мой взгляд, продуманная структура работы свидетельствует о том, что автор свободно ориентируется в теме. Исследовательской части предпослан краткий исторический очерк, показывающий динамику становления и развития буддизма ( в частности, школы Тэндай) в Японии, и только затем автор переходит собственно к анализу регламентирующих жизнь монахов документов, созданных с интервалом в одно столетие. Как отмечает сам автор в заключении, сопоставление этих документов свидетельствует о том, что изменившиеся исторические условия ставили перед ними разные задачи: если Сайте стремился «обозначить идейную платформу школы», то Рёгэн боролся против «обмирщения в связи с притоком множества монахов аристократического происхождения» (с.60). Этот главный вывод автора не вызывает сомнений и представляется мне обоснованным. Однако, на мой взгляд, обоснование выводов могло бы быть более пространным и подробным. Нужно подчеркнуть, что работа снабжена подробной библиографией, включающей как источники на японском языке, так и внушительный список наиболее авторитетных российских и западных авторов последних трех десятилетий. При этом, назвать эту работу безупречной я не могу. И главная моя претензия – неряшливость в оформлении, которую, однако, легко можно устранить. Мне кажется, что автор квалификационного исследования показал свое умение работать с источниками, и надеюсь, что он продолжит свои буддологические занятия в будущем. Полагаю, что работа с некоторыми оговорками может быть оценена на «отлично», поскольку она подтвердила, что И. И.Левченко владеет материалом, умеет мыслить и профессионально работать.