ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу студентки магистратуры Института философии СПбГУ Мануйловой Анастасии Максимовны на тему: «МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ СТРЕССА В ПЕРЕГОВОРАХ» В тема диссертационного исследования Анастасии Максимовны Мануйловой, несомненно важными и актуальными являются обе составляющие названия – и снижение стресса, и переговоры. Излишне перечислять доказательства того, что переговоры являются самым распространенным процессом решения проблем между людьми и группами на всех уровнях. Ни для кого не секрет также, что эффективность этого процесса в большинстве случаев весьма далека от идеала. В значительной степени это определяется иррациональностью поведения сторон в переговорах, поскольку они происходят в режиме межличностного взаимодействия, где стороны часто испытывают сильные эмоции и часто переживают серьезный дистресс. В выпускной квалификационной работе Анастасия Максимовна ставит перед собой цель раскрыть психологические условия стресса в переговорах и выявить пути оптимизации уровня стресса. Для достижения этой цели автор выстраивает структуру работы таким образом, чтобы решить ряд задач: определить теоретические и прикладные аспекты к исследованию стресса в переговорах; осуществить анализ концептуальных подходов к проблеме снятия стресса в переговорах; выявить современные направления и средства снятия стресса в переговорах; исследовать методы и методики оптимизации уровня стресса в переговорах; разработать рекомендации по оптимизации уровня стресса в переговорах. Поставленные задачи реализуются в 2 главах, содержащих 4 параграфа, что позволяет автору раскрыть тему исследования. Анастасия Максимовна выбирает в качестве объекта исследования методы снижения стресса, а в качестве предмета предлагает стресс. Автор приводит представления разных исследователей проблемы стресса, начиная с автора концепции стресса – Ганса Селье. Работа содержит интересный материал, позволяющий автору разносторонне представить эволюцию исследований стресса, его сущность, виды, рассмотреть как положительные, так и отрицательные эффекты стресса и его воздействия на организм человека, на результаты его взаимодействия и жизненной успешности. Анастасия Максимовна подробно рассматривает различные системы и методы преодоления стресса, выделяя как тактические, так и стратегические подходы к снижению его уровня. В этом автору помогает большое количество использованных литературных источников - 102. В конце глав и параграфов сформулированы выводы, а заключение отражает обобщенные итоги исследования. Исследуя источники и влияние стресса в различных жизненных обстоятельствах, прежде всего, прослеживает их в переговорах. Анастасия приводит ряд рекомендаций специалистов в этих сферах и формулирует собственные рекомендации по снижению уровня дистресса для оптимизации психологического самочувствия и повышения эффективности переговоров, что способствует усилению практической направленности работы. Для эмпирического исследования стресса в переговорах автор использовал 2 опросника и с их помощью получил данные от 20 испытуемых. Результаты отображены в таблицах и диаграммах, проанализированы, автором сделаны выводы. Несмотря на разнообразные достоинства работы, можно высказать ряд существенных замечаний. Представляется неудачной формулировка предмета исследования – просто «стресс». Чрезмерная обобщенность формулировки и отсутствие в ней упоминания переговоров влияет и на содержание работы. В работе нет параграфа, посвященного переговорам, нет авторского анализа и определения понятия «переговоры», остается неясным, о чем говорит автор, упоминая этот термин. Положения, выносимые на защиту являются, скорее. не обладают новизной. К сожалению соискатель не поддерживал контакт с руководителем в процессе написания работы, что позволило бы скорректировать структуру и некоторые перекосы в содержании. Например, наблюдается явный перекос обсуждения в сторону стресса в ущерб рассмотрения проблем, связанных с переговорами. Так, согласно оглавлению, 47 страниц исследования посвящено стрессу, и 23, включая эмпирическое исследование, – стрессу в связи с переговорами. В работе много повторов, нередко возникает эффект дежа вю. Язык работы вызывает нарекания. В тексте встречаются падежные рассогласования, есть и другие языковые несоответствия. Многие предложения сформулированы неоднозначно и вызывают трудности в понимании. В описании авторского исследование не указаны особенности его организации, используемых в нем методов и особенностей выборки. Остается непонятной авторская логика проведения исследования типов темперамента по Гиппократу, не говоря уже о том, что есть гораздо более современные и соответствующие проблематике работы классификации. Из результатов опроса не вытекает подтверждение авторских предположений, хотя автор делает такой вывод. Хотелось бы видеть в работе больше авторских рекомендаций, основанных на результатах теоретического и эмпирического исследования, а не цитирование широко известных литературных источников. Хочется надеяться, что высказанные замечания будут учтены автором в дальнейшей работе, тем более, что тема того заслуживает. Несмотря на высказанные замечания, работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным исследованиям, и заслуживает оценки «хорошо». 23 мая 2018 г. Канд. психол. наук, доцент Е.Н. Иванова каф.конфликтологии СПБГУ