РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студентки магистратуры Института философии СПбГУ Мануйловой Анастасии Максимовны на тему: «Методы снижения стресса в переговорах» Тема диссертационного исследования Анастасии Максимовны Мануйловой, несомненно, является важной и актуальной. От процесса переговоров и его результатов зависит принятие эффективных решений, которые влияют на судьбы отдельных людей, организаций, стран и всего современного «Маленького мира». На каком бы уровне ни проводились переговоры, они происходят в режиме межличностного взаимодействия и часто сопровождаются высоким уровнем стресса, что снижает качество принимаемых решений и оказывает вредное влияние на участников переговоров. Автор ставит перед собой цель: раскрыть психологические условия стрессов в переговорах и выявить пути оптимизации уровня стресса. Для ее достижения предполагается выполнить ряд задач: определить теоретические и прикладные аспекты к исследованию стресса в переговорах; осуществить анализ концептуальных подходов к проблеме снятия стресса в переговорах; выявить современные направления и средства снятия стресса в переговорах; исследовать методы и методики оптимизации уровня стресса в переговорах; разработать рекомендации по оптимизации уровня стресса в переговорах. Объектом исследования автор считает методы снижения стресса, а в качестве предмета предлагает стресс. Поставленные задачи реализуются в 2 главах, содержащих 4 параграфа, что позволяет автору раскрыть тему исследования. Основное внимание Анастасия Максимовна уделяет стрессу и методам его преодоления. Автор приводит разнообразные представления исследователей по проблеме, приводит интересный материал, почерпнутый из многочисленных литературных источников. Представляется важным разностороннее рассмотрение автором как положительных, так и отрицательных последствий стресса для организма, взаимодействия и деловой эффективности человека. Анализируя источники и роль стресса в различных жизненных обстоятельствах, прежде всего, в переговорах, автор формулирует ряд рекомендаций по улучшению психологического самочувствия и повышения качества переговорного процесса за счет снижения уровня дистресса. Впечатляет количество литературных источников, использованных автором – 102. Оно позволяет Анастасии Максимовне использовать в исследовании многочисленные данные об особенностях развития стресса и его проявления в переговорном процессе. Автор предпринял эмпирическое исследование стресса в переговорах с помощью опросников с привлечением 20 испытуемых. Результаты были отображены в таблицах и диаграммах и проанализированы автором. В конце глав и параграфов сформулированы выводы, в заключении отражены обобщенные итоги исследования. Несмотря на несомненные достоинства работы, можно высказать ряд существенных замечаний. Прежде всего, вызывает сомнение формулировка предмета исследования – просто «стресс». Это, видимо, отражается впоследствии в смысловых акцентах в работе и отражается на ее содержании. В работе нет параграфа, где определяется понятие «переговоры», и остается неясным, о чем говорит автор, упоминая этот термин. Положения, выносимые на защиту являются, скорее. Пересказом литературных данных и не обладают новизной. Соответственно, структура работы вызывает нарекания. Согласно оглавлению, 47 страниц исследования посвящено стрессу, и вдвое меньше - лишь 23 – стрессу в связи с переговорами (включая эмпирическое исследование). В ряде глав повторяются, иногда более, чем дважды, одни и те же положения или ведутся рассуждения на ту же тему, по которой уже были подведены итоги ранее. Возникает ощущение, что автор не успел «переварить» большое количество литературных данных и просто приводит их без четкой структурной привязки. В работе часто встречаются неудачные, нечеткие формулировки. Язык работы неровный. Многие предложения вызывают трудности в понимании, страдает падежное согласование, есть и другие языковые несоответствия. Авторское исследование не имеет описания его организации, используемых в нем методов и особенностей выборки. В исследовании «повисают» данные о распределении типов темперамента, непонятно, для чего они потребовались автору. Вывод о подтверждении авторских предположений в результате опроса не выглядит убедительным. Вызывает удивление отнесение методики Белова к ссылке на зарубежных авторов. Рекомендации автора по большей части не следуют из его исследования, а являются приемами, позаимствованными из классических общеизвестных работ Фишера и Юри и др. авторов (ссылки в тексте приводятся). Высказанные пожелания несколько снижают достоинства работы, которая, тем не менее, содержит разносторонний анализ проблемы стресса в переговорах. Работа в основном соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным исследованиям, и заслуживает оценки «удовлетворительно». 23 мая 2018 г. Сорокин С.И., канд. филос. наук, доцент кафедра социологии и психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»