Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося Бобровой Татьяны Евгеньевны на тему Взаимодействие дизайна и контента в мультимедийных лонгридах Характеризуя предлагаемое диссертационное исследование в целом, прежде всего следует обратить внимание на высокую актуальность избранной автором ВКР темы. Вопросы жанровой природы и форматной специфики лонгридов с каждым годом становятся предметом все более ожесточенной полемики в научной литературе, в связи с чем возрастает роль внутренних факторов организации данного медиатекста – в первую очередь факторов связи между контентом и его визуальным представлением. В связи с этим понимание того, каковы механизмы взаимодействия контента и дизайна лонгрида представляется принципиально важным. В целом автор ВКР уверенно применяет методы анализа эмпирического материала, обоснованно выстраивает аргументацию исследования. В обобщении наблюдений и формулировке закономерностей демонстрирует достаточную степень объективности и научной точности. Объект и предмет исследования, заявленные автором во Введении, полностью взаимосвязаны и соответствуют поставленным целям и задачам. В первой главе «Мультимедийный лонгрид как новый формат журналистского творчества» рассматривается подходы к понимаю терминологии, типология мультимедийных проектов и особенности мультимедийного языка. Автор диссертации привлекает к анализу достаточно широкий комплекс теорий и идей, связанный с анализом мультимедийной коммуникации в современной журналистике, трансформациями сюжетной структуры интернет-публикаций под влиянием интерактивных технологий. При этом обзор учитывает как современные исследования по данным вопросам, так и экспертные мнения практиков от индустрии – особенно активно мнения экспертов привлекаются в параграфе 1.2. Особенности формата мультимедийного лонгрида (А. А. Галустян и Д. Ю. Кульчицкая). Рассматриваются автором и вопросы поликодовой структуры лонгрида: типология невербальных средств представления содержания, классификация лонгридов с точки зрения соотношения вербальных и невербальных элементов, а также вопросы композиции объекта исследования и принципы эффективного дизайн-проектирования, лежащие в ее основе. Во второй главе «Мультимедийные лонгриды в российских СМИ» рассматриваются жанрово-тематические и структурные особенности двадцати мультимедийных лонгридов из изданий «Коммерсантъ», Lenta.ru, ТАСС, РИА Новости и «Такие дела». При анализе контента мультимедийных лонгридов учитывались используемые мультимедийные средства, их количество, функции, которые они выполняют (судя по тексту второй главы - с опорой на одну из классификаций, предложенную в главе первой). Диссертант определяет в структуре каждого лонгрида типы визуального контента и фиксирует его функцию в каждом конкретном случае. На основании контент-анализа автор делает выводы о количественном соотношении определенных типов визуального контента в композиции представителей выборки. Дизайн лонгридов рассматривается автором в ходе структурного анализа композиционно-графической модели, в котором особый упор сделан на модульную систему и цвет. В завершении исследования диссертант анализирует результаты эмпирического эксперимента с 4-мя версиями одного лонгрида, в которых определенным образом изменены дизайн и контент. Таким образом, в целом можно констатировать решение всех задач исследования, поставленных магистрантом во Введении. Сильной стороной ВКР является глубокий анализ дискурсивных и форматных аспектов феномена лонгрида, имеющий определенную научную ценность. Также заслуживают особого внимания предложенная автором ВКР система релевантных критериев для эмпирического анализа дизайна и контентной структуры лонгридов. Однако к предлагаемой диссертации есть некоторые замечания. В первую очередь это касается аспекта исследования, связанного с методологией анализа в эмпирической части. Рассматривая структуру визуального контента в параграфе 2.1. «Многообразие форм представления контента в мультимедийных лонгридах российских СМИ», автор ВКР несколько произвольно устанавливает функции мультимедийных элементов в конкретном тексте. Между тем основания подобных соотношений между элементом и функцией не приводятся. Например, на каком основании в лонгриде «Земля отчуждения» фотогалерея выполняет функцию «погружения» помимо «иллюстративной»? Выявлять такое соотношение на основе личного субъективного восприятия не всегда корректно: в восприятии целевой аудитории одна и та же фотография может реализовать разные функции у разных реципиентов. Во-вторых, не совсем понятным остается вывод из первой главы, ибо он отсутствует. Каковы теоретические предпосылки взаимодействия дизайна и контента? На каком основании эксперимент в практической части должен строиться именно представленным способом? Во-третьих, следует обратить внимание на недостаточность выводов из анализа эмпирической базы. По сути, магистрант формулирует в качестве выводов статистические закономерности, указывающие на функциональное назначение мультимедийных средств и их количественное соотношение в контентной структуре, а также некоторые эффекты влияния дизайна на усвоение информации и эмоциональное восприятие лонгрида. Но задача практической части состояла не только в этом – важно было показать именно взаимовлияние, связь между изменениями в контенте и дизайне. Выводы из теста, конечно, нуждаются в более глубокой проработке в соответствии с заявленной темой исследования. В-четвертых, в экспериментальной части ВКР (параграф 2.3.) автор забыла описать методику предъявления контрольного и экспериментальных лонгридов. Кроме того, участникам эксперимента (10 человек) предлагали ответить на вопросы анкеты. В приложении приводится бланк анкеты, но отсутствуют заполненные анкеты – этот факт позволяет усомниться в реальном проведении эксперимента. Из материалов параграфа 2.3. «Принципы взаимодействия контента и дизайна в мультимедийных лонгридах» можно предположить, что в ходе эксперимента за участниками велось наблюдение и были заданы уточняющие вопросы – дополнительно в приложение можно было вынести протоколы наблюдения и опроса. Отмеченные недостатки не подвергают сомнению ценность исследовательской работы, проделанной автором. В целом можно говорить о достаточно полном раскрытии темы исследования и реализации поставленных задач. Предлагаемое исследование соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям по профилю "Медиадизайн" и заслуживает положительной оценки. Рецензент: кандидат социологических наук, доцент кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ СПбГУПТД Месяц Вера Александровна