РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию обучающегося СПбГУ Берман Анастасии Борисовны по теме «Образы и персонажи массовой культуры в современной рекламе» Выбранная Берман Анастасией Борисовной тема исследования магистерской диссертации представляется интересной и своевременной. С одной стороны, благодаря бурному развитию технологий и средств коммуникаций массовая культура распространяется практически во все сферы жизни современного общества. С другой - реклама сегодня активно взаимодействует с потребителями. Каждый день на постоянной основе мы получаем множество рекламных сообщений. Рекламопроизводители стремятся создать такой рекламный продукт, который бы смог оказать направленное воздействие на максимальный круг лиц. В этом плане автор выдвигает актуальный тезис о схожести понятий «реклама» и «массовая культура» (с. 4). Кроме того, само понятие рекламы с точки зрения философского концепта до конца не изучено. Из-за достаточно частой смены, как формы, так и содержания рекламных сообщений, их сложно вписывать в парадигму массовой культуры в однозначном значении. Работа Берман Анастасии Борисовны состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, заключение, списка используемой литературы и трех приложения. Автор достаточно структурировано ставит перед собой ряд важнейших задач, требующих изучения большого объема данных. В исследовании использованы научная и учебная литература, нормативные правовые акты, приведены практические кейсы и примеры реализации рекламных кампаний. Помимо актуальности и практической значимости, к достоинствам дипломной работы Берман Анастасии Борисовны можно отнести ясность и последовательность изложения, которые обеспечиваются композиционной завершённостью текста. Особого внимания заслуживает раздел диссертации, посвященный понятиям образа и персонажа. На с.26 автор отмечает способность рекламы через использование образов и персонажей массовой культуры преодолевать барьер критической оценки и оказывать более сильное влияние. На с. 34 автор отмечает важность понимания сопутствующей коннотации и контекста использования того или иного образа/персонажа в рекламе. Среди достоинств диссертации следует также отметить успешную апробацию результатов исследования в ряде научных конференций, о чем автор упоминает в своей работе. Что не маловажно, исследование имеет и практическую значимость – вместе с творческой группой автор участвовал в разработке концепции рекламной кампании для компании «Счастливый взгляд». В порядке критики перечислим ряд замечаний. Несмотря на в целом хороший уровень грамотности, в тексте дипломной работы местами наблюдается стилистические неточности и опечатки. На стр.35 автор говорит о важности проведения культурологической экспертизы и коммуникационного аудита. Хотелось бы более подробного раскрытия способов проведения подобной экспертизы и аудита. Впрочем, это не снижает значимости проведённого исследования. В целом работа имеет высокую степень самостоятельности, написана вполне хорошим языком и оформлена надлежащим образом. В заключение следует отметить, что, магистерская диссертация Берман Анастасией Борисовной производит впечатление завершённой и целостной. Работа выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне, соответствует предъявляемым квалификационным требованиям, может быть допущена к защите и заслуживает высокой положительной оценки. Литвинова Мария Анатольевна, начальник отдела по связям с общественностью ПАО БАНК «СИАБ»