Михаил Петрович Аршинов, вне всякого сомнения, принадлежит к числу магистров, которым наш филологический факультет по праву может гордиться. Мне выпало честь быть его руководителем на протяжении двух лет, и за это время Михаил Петрович проявил себя как, безусловно, перспективный ученый, наделенный глубокими знаниями и блестящими гуманитарными способностями, умением читать и интерпретировать художественные и философские тексты, причем крайне сложные. Здесь особенно важно, что научные, интеллектуальные и духовные поиски Михаила Петровича объединены в общий вектор, т.е. диссертационное исследование для него – не просто работа, демонстрирующая профессиональную пригодность, магистерскую квалификацию, но живое свидетельство его глубоких внутренних поисков, определенный и важный этап его взросления. Общая направленность научных поисков, общая формулировка темы были предложены Михаилу Петровичу научным руководителем, который из многочисленных, весьма плодотворных бесед с будущим магистрантом понял область его интересов. Однако конкретизация проблем, постановка научной задачи, ее решение – все это было сделано Михаилом Петровичем самостоятельно. Его работа представляет собой междисциплинарное исследование на стыке философии и филологии. Причем и той и другой области уделено равное внимание. Михаил Петрович демонстрирует глубокое, профессиональное знание философской проблематики, связанной с фигурами религиозной протестантской мысли, такими как Кьеркегор, Карл Барт и Пауль Тиллих. Их работы принадлежат к числу далеко не самых простых философских и теологических сочинений. И здесь существенно, что тексты Барта и Тиллиха в отечественной истории философии не так уж внятно и подробно осмыслены. Тем не менее, Михаилу Петровичу удалось разобраться в этих крайне сложных системах, почувствовать, пережить их основания, интерпретировать их нюансы и темные стороны. Вместе с тем, внимание Михаила Петровича сосредоточено и на сугубо филологических проблемах. Он свободно пользуется филологическим инструментарием, принципами, выработанными историко-литературным подходом, нарратологией и т.д. Объектом его исследования становятся художественные тексты Джона Апдайка «Кентавр» и «Ферма», соединяющие напряженный интеллектуальный поиск и обширные художественные задачи. Строго говоря, Михаил Петрович ставит перед собой цель реконструировать кальвинистское мировидение Апдайка, которое он характеризует как религиозный экзистенциализм, и осмыслить, каким образом оно реализуется в пространстве художественного. Надо сказать, что Апдайк не слишком обделен вниманием академии. На сегодняшний день написано около тысячи диссертаций, где его творчество с той или иной степенью подробности становится объектом внимания и изучения. Религиозный аспект его сочинений также неоднократно подвергался обстоятельному рассмотрению. Тем не менее, Михаилу Петровичу удалось, на наш взгляд, открыть новые горизонты в данной области. В частности, весьма интересна дихотомия этическое-эстетическое, примененное к пониманию апдайковских текстов. Она мне кажется крайне продуктивной и заслуживающей внимания тех, кто интересуется творчеством не только Апдайка, но и близких ему по духу писателей США. Задачи, поставленные в работе, мне видятся полностью решенными. Язык отличает философская строгость и точность. На мой взгляд, автор работы, Михаил Петрович Аршинов заслуживает самой высокой оценки. Кандидат филологических наук, доц. А.А.Аствацатуров