ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ о выпускной квалификационной работе обучающегося СПбГУ Полины Андреевны Марчевской по теме " Песни субботнего всесожжения как памятник литургической письменности» Выпускная квалификационная работа Полины Андреевны посвящена интерпретации текста «Песен субботнего всесожжения», фрагменты которого были обнаружены в кумранских пещерах, а также в Масаде (к. I тыс. до н. э. - нач. I тыс. н. э.) Текст данного произведения рассматривается в качестве памятника литургической письменности. Актуальность исследования обусловлена отсутствием в русскоязычной научной литературе работ, посвященных данной проблематике, а также отсутствию русского перевода произведения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Во введении представлен ряд сведений общего характера о памятнике и его происхождении, сформулированы цели и задачи исследования. Первая глава посвящена описанию содержания произведения «Песни субботнего всесожжения» (сокр. ПСВ) и изложению исторического и культурного контекста, в котором был сформирован его текст. В частности, затрагиваются вопросы происхождения памятника, датировки его текста и отдельных рукописей и места сочинения в литературной традиции. Во второй главе представлен русский перевод текста памятника, сопровождаемый историко-культурным комментарием. В заключении формулируются основные выводы, которые находят свое обоснование в работе. Общий объем работы составляет 72 страницы. Структура работы соответствует цели и задачам исследования, которые сам автор формулирует следующим образом (с. 7-8): " Целью диссертационного исследования является анализ текста ПСВ как литургического произведения. В работе поставлены следующие задачи: знакомство с результатами имеющихся на сегодняшний день исследований, посвященных ПСВ; исходя из их результатов, а также на основании собственного исследования, произвести сопоставительный анализ произведения с иудейскими и христианскими религиозными текстами для определения функции текста для членов общины Яхад, а также роли сочинения для позднейшего раввинистического богослужения». Содержание работы соответствует заявленной в названии теме, которая полностью раскрывается в двух главах ее основной части. Наиболее ценной частью исследования является, на наш взгляд, вторая глава основной части, в которой дан перевод текста памятника, сопровождаемый комментарием. Необходимо отметить, что Полина Андреевна довольно долго колебалась в выборе темы, и работу ей удалось написать в довольно сжатые сроки. При этом, к сожалению, недостаток времени сказался и на качестве работы – многие положения, выдвинутые автором, изложены очень кратно, без должного количества примеров из текстов произведений (например, лишь "пунктирно" выделена связь «Песен субботнего всесожжения» с иудейской литургической литературой раввинистической эпохи). В целом, работа П.А. Марчевской явилась итогом самостоятельного научного исследования и полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам. Несмотря на перечисленные недостатки, она заслуживает, на наш взгляд, положительной оценки. 09 июня 2018 г. Доцент кафедры библеистики СПбГУ Кирилл Андреевич Битнер k.bitner@spbu.ru