Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ, магистранта направления «Социология», профиля «Экономическая социология» Шапошникова Максима Константиновича по теме: «Факторы развития электронной коммерции в России» Выпускная квалификационная работа учащегося магистратуры М. К. Шапошникова выполнена на актуальную тему – исследование новых видов бизнеса, в данном случае речь идет об электронной коммерции. Особую актуальность ВКР добавлет необходимость подобного рода исследований в связи с решением задачи развития цифровой экономики в нашей стране. Электронная коммерция – неотъемлемая ее часть. Хотя, и в этом следует согласиться с автором, на пути развития электронной коммерции есть много проблем, поиск возможностей решения которых зависит и от социологических исследований. ВКР включает три главы, введение, заключение, список литературы и приложения, содержащие инструментарий эмпирического социологического исследования. Во введении автор изложил свои взгляды на актуальность, степень разработанности темы, цель и задачи исследования (с. 3-8). Структура ВКР обусловлена заявленными во введении задачами. В первой главе автор обращается к анализу социальных условий развития электронной коммерции. Обращает внимание на теоретические основы этих исследований (с. 8-16). Далее в этой главе представлено описание особенностей процесса распространения электронной коммерции в мире и России (с. 19-29). Вторая глава посвящена границам эффективного развития электронной коммерции в России. В этой главе особого интереса заслуживает параграф, в котором М. К. Шапошников анализирует социальную эффективность электронной коммерции, правда, подчеркивая, что оценить ее в настоящее время трудно (с. 30-40). Далее автор обращается к анализу основных факторов и проблем развития электронной коммерции (с. 41-52). Третья глава посвящена изложению результатов авторского эмпирического исследования, направленного на построение социального портрета «пользователя электронной коммерции». Автор приходит к выводу о том, что электронная коммерция прочно вошла в жизнь современных россиян, меняя социальную структуру, создавая новые виды профессиональной деятельности, трансформируя рынок труда (с. 57-58). Результаты ВКР М. К. Шапошникова могут представлять некоторый интерес для современных исследований предпринимателства в России. Содержание ВКР соответствует заявленному названию. Однако, работа не свободна от ряда недостатков. Можно высказать следующие замечания: хотя структура ВКР вполне логична, но части работы плохо связаны друг с другом выводами; местами отмечается явная небрежность в изложении материалов; после прочтения текста остались такие вопросы, как: в чем все же заключается социальная эффективность электронной коммерции? В чем автор видит особенности организации электронной коммерции в России? Можно ли сформулировать какие-либо рекомендации отечественным компаниям, занимающимся электронной коммерцией, на основе полученных автором результатов исследования? ВКР М. К. Шапошникова содержит развернутое обоснование выводов. При условии успешной презентации результатов работы на защите, автор может заслуживать положительной оценки и присвоения степени магистра. М. К. Шапошникову можно было бы порекомендовать продолжить работу в избранном направлении в рамках деятельности бизнес-структур. доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и психологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Р. А. Костин