ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на выпускную квалификационную работу по направлению 50.04.01. Магистерская программа «Кураторские исследования» «Арт-резиденции как форматы мобильности на постсоветском пространстве в России и Восточной Европе 1980-2000-х годов» студентки II курса магистратуры СПбГУ Анастасии Владимировны Пацей Выпускная квалификационная работа Анастасии Владимировны Пацей посвящена феномену арт-резиденций как формы мобильности на постсоветском пространстве. Оригинальность исследования заключается в том, что автор обратилась к явлению, которое возникло буквально у нас на глазах на протяжении последних десятилетий. Новая форма мобильности художественного сообщества и интенсивное развитие резиденций совпало с развитием процесс-ориентированного направления в современном искусстве. Дематериализация художественного процесса и новый номадизм, как справедливо отмечает в своей работе исследователь, стали предпосылками для активного развития разнообразных арт-резиденциальных программ. Для анализа этого культурного явления Пацей обратилась к теоретическим трудам Георга Лукача, Паоло Вирно и Николя Буррио. Понятие Лукача «трансцендентная бездомность», «грамматика множеств» Вирно и «эстетика взаимодействия» Буррио стали отправными точками в теоретическом переосмыслении магистрантом феномена арт-резиденций. Более того, «трансцендентная бездомность» явилась темой для выпускной магистерской выставки Пацей «Транспозиции II: Наши пути к трансцендентной бездомности», которая была отмечена признанным журналом ArtForum как одна из наиболее интересных международных выставок весны 2017 года. Магистерская диссертация основана на глубоком и всестороннем изучении источников, таких, как исследования, анализирующие профессиональную мобильность как основную характеристику современного арт-сообщества, записи докладов и дискуссий, посвященных этой теме и многочисленные интервью магистранта с представителями арт-резиденций. Текст диссертации хорошо структурирован. Он включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и использованной литературы. В первой главе «Арт-резиденция в меняющейся художественной парадигме: 1960-1990 гг.» дается определение феномена, теоретическое обоснование возникновения и предпосылки развития. Во второй главе «Феномен арт-резиденции в историко-культурной перспективе России ХХв.» описывается предыстория современных арт-резиденциальных программ, особенности творческих центров, существовавших на территории СССР. Третья глава «Арт-резиденции в культурном комплексе современной России» посвящена практике наиболее активно действующих государственных программам, таких, как арт-резиденции ГЦСИ в Кронштадте и Калининграде, «AiR Karelia» в Петрозаводске, арт-резиденции в арт-центре «Пушкинская-10», «Arkhangels AiR» в Архангельске, такому важному явлению, как включенность арт-резиденций в биеннале (Ширяевская и Уральская) и фестиваль «Архстояние». Также в диссертации рассматриваются арт-резиденции, возникшие в контексте негосударственных институтций и частных инициатив, такие, как ЦТИ «Фабрика», СЦИ «Заря», «Гридчинхолл», творческая усадьба «Гуслица», «CEC ArtsLink Back Apartment». Особенно ценным представляется то, что автор останавливается на стратегии кураторской работы в контексте программ арт-резиденций. Взаимоотношения между художником и куратором, наделенным сегодня многообразными функциями от философа до продюсера, анализируются Пацей не только на основании основополагающих текстов по кураторским исследованиям и интервью с вовлеченными в эту проблематику фигурами, но и исходя из личного опыта работы с программами арт-резиденций в арт-центре «Пушкинская-10». Непосредственная вовлеченность автора в проблематику исследования делает текст диссертации крайне актуальным. Каждое теоретическое и практическое положение, высказанное в диссертации, проверяется опытом новой формы мобильности, возникшей на постсоветском пространстве, в развитии которого магистрант принимает самое активное участие. В магистерской диссертации продемонстрирована широкая эрудиция автора, способность к самостоятельному мышлению, владение методологией кураторских исследований и безусловное знание материала. Список литературы включает сто пятьдесят источников, в том числе семьдесят четыре на иностранных языках. Текст выпускной квалификационной работы отличается оригинальностью, высоким теоретическим и практическим потенциалом. Магистерская диссертация отвечает всем требования ГАК и заслуживает наивысшей оценки. Туркина Олеся Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент СПбГУ