РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося в СПбГУ Кан Александры Алексеевны по теме: «Трансформация эстетической программы официального советского искусства после 1953 года под влиянием западного импорта (вещей, идей и реальностей)». ВКР А.А. Кан отличается несомненной актуальностью. Это касается как темы и предметного ракурса исследования, так и примененной в нем методологии. Рассматриваемый – «оттепельный» – период развития советской культуры находится сейчас в зоне повышенного внимания, о чем свидетельствуют многочисленные выставки и разворачивающиеся вокруг них общественно-эстетические дискуссии. Автор очень точно конкретизирует тему, ставя своей целью изучение «форм влияния западной реальности на официальное советское искусство». Это «узел» проблематики и самого художественного процесса, и его адекватного понимания. А.А. Кан умело вскрывает слабые звенья существующих интерпретаций и предлагает собственную методологию описания и анализа, приходя в результате к самостоятельным и убедительным выводам. Важно, что процесс размышлений автора открыт читателю, поскольку методологические рассуждения присутствуют не только во введении, но и по ходу всей работы. Особо следует отметить выбор предметной области исследования. ВНИИТЭ, Юрий Соболев, кинетисты – эти явления, действительно, концентрируют в себе заявленную проблематику, обладая при этом необходимой концептуальной емкостью и своего рода методологической наглядностью. А.А. Кан максимально конкретизирует проблему западных влияний, выводя ее из зоны общих слов и фиксации событий на уровень структурных сопоставлений. Исследуя источники, привлекая не лежащие на поверхности сведения, анализируя среду и идеологические контексты бытования искусства, автор раскрывает отличия «в мотивах и целях использования совпадающих форм в произведениях искусства». Те немногие вопросы, которые появились у меня в ходе знакомства с рукописью, не являются замечаниями и связаны, скорее, с более традиционными, чем у автора воззрениями на предмет. А.А. Кан жестко прикрепила свое исследование к официальному искусству, но, на мой взгляд, в основной его части занимается все же пограничными явлениями. Это, с одной стороны, несколько смещает акценты в характеристиках собственно ВНИИТЭ, Соболева и кинетистов, а, с другой, без объяснений оставляет за бортом «настоящее» официальное искусство. Мне показался слишком ли резким вывод: «Социалистический реализм оставался официальным и единственно возможным искусством, но кинетизм частично взял на себя обязательства по выполнению его функций»? В первых строках введения Александра Александровна совершенно ясно определила приоритеты исследования: «Для полного раскрытия этой темы потребуется не столько знание об искусстве после 1953 года, сколько об информационной среде, в которой это искусство существовало». Право автора: понимаю и принимаю. И все же мне не хватало (хотя бы в подтексте) материала самого искусства в его пластических и, условно говоря, психологических характеристиках. Поиск уже упомянутых «отличий в мотивах и целях совпадающих форм произведений искусства» проведен убедительно и успешно, но, может быть, стоило уделить большее внимание и «этим совпадающим формам»? Автор сознательно исключил из поля зрения последние демонстрации «оттепельного» искусства как не могущие служить «источниками концептуального осмысления» материала (мимоходом замечу, что выставка «Структуры», хотя в нее и включены несколько произведений 1960-х годов, никакого отношения к оттепельной проблематике не имеет). Это его право. Но, может быть, стоило отреагировать хотя бы на каталог выставки в Третьяковской галерее? Подведу итог. ВКР А.А. Кан полностью раскрывает заявленную в названии тему, имеет мотивированную задачами исследования структуру, отражает актуальные проблемы теоретического и практического характера, дает развернутое обоснование выводов, широко использует современную научную литературу, отличается превосходным стилем изложения. Она не только отвечает всем требованиям, предъявляемым к магистерским сочинениям, но и явно выходит за эти рамки. ВКР Анны Александровны Кан заслуживает самой высокой оценки. 29 мая 2017 года Ирина Нисоновна Карасик доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея