Отзыв научного руководителя Бобрикова А.А. на выпускную квалификационную работу по направлению подготовки 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки» (Магистерская программа «Арт-критика») Заварзиной Веры Андреевны ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТЕРИИ В ВЕНСКОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ Представленная работа по своему содержанию полностью соответствует сформулированной задаче – исследованию художественных репрезентаций истерии в искусстве рубежа XIX-XX веков; и ситуация Вены этой эпохи («где кризис сексуальной… идентичности сопровождался эстетическим эскапизмом в область предельно эротизированного искусства» и где «истерия стала синонимом современности, отказа от культуры отцов и поисков новой идентичности»), и творчество выбранных художников – Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки – является, несомненно, лучшим материалом для такого исследования. Поставленная задача актуальна: она затрагивает круг важных проблем культуры и искусства – проблему нормы (трактованной в том числе в категориях здоровья и болезни; ей посвящены первые главы исследования); проблему телесности и ее культурных репрезентаций; проблему сексуальности, особенно женской (репрессированной или признанной в своем праве на существование); наконец, проблему художественного стиля, увиденного и описанного здесь в терминологии, связанной с исследованиями истерии и невроза. Очень интересным представляется главный историко-художественный сюжет, постепенно проступающий в четвертой главе и полностью развернутый в самом конце: переход проблематики истерии или невроза из пространства иконографии в пространство стиля; и стиля именно модернистского – точнее, становящегося модернистским на наших глазах. Рождение модернизма (экспрессионизма как его самого раннего варианта) – в венской версии по крайней мере – как невротического искусства рассмотрено через три связанных друг с другом сюжета, трех художников, образующих своеобразный переход из XIX в XX век. Сюжет начинается с эволюции понимания женской сексуальности в творчестве Климта, с одной стороны, связанном с традиционными мифологическими представлениями (иконографией Юдифи и Саломеи), с другой стороны, все более усложняющимися: от типа femme fatale и истерички как больной женщины к более сложной проблематике женского желания в рисунках натурщиц. Он продолжается исследованием движения обнаженного тела у Шиле, как женского, так и мужского – уже вне культурных ролей и масок – как чистых пластических метафор невроза. И завершается движением формы у Кокошки, уже не связанным с телесностью; вполне модернистским по характеру, по типу деформации. Еще одним сюжетом такого типа – продолжающим предыдущий – является трактовка постмодернизма в контексте более сложного понимания истерии (“взаимозаменяемости идентичностей и дискредитации идеи изначального целостного я”): небесспорная, но очень интересная идея, только обозначенная в конце четвертой главы (хотя представление Шарко о значении мимесиса в формировании истерического симптома можно считать частью предыстории), но заслуживающая развития – уже, разумеется, за пределами данного исследования. Исследовательская часть выполнена на высоком уровне. Автор демонстрирует знание как творчества Климта, Шиле и Кокошки, так и литературы о них, вплоть до самых последних изданий. Кроме того, первые главы, связанные с проблематикой эволюции представлений о природе истерии, демонстрируют знание истории медицины в целом и психиатрии в частности, принципиально важное для решения поставленных в исследовании задач. Уровень рассуждений демонстрирует понимание автором общих проблем, связанных как с психоанализом, так и с культурой и искусством. Результаты исследования и выводы могут служить основой для дальнейшего изучения искусства, имеющего дело с подобным кругом проблем, не только венского рубежа XIX-XX веков, но и современного. Результаты могут быть применены также и для непосредственной, практической кураторской работы с подобным материалом – на пространстве общих проблем современного искусства и психоанализа (таких, например, как выставки в Музее сновидений Зигмунда Фрейда при Восточно-Европейском институте психоанализа). Работа В.А. Заварзиной написана в соответствии с имеющимися требованиями и может быть допущена к защите. Кандидат искусствоведения старший научный сотрудник Российского института истории искусств доцент СПбГУ Бобриков А.А.