ОТЗЫВ научного руководителя о выпускной квалификационной работе студентки магистратуры Факультета свободных искусств и наук СПбГУ Менис Елизаветы Сергеевны «Ученики старших классов Санкт-Петербурга в поле художественной коммуникации: на примере проекта Мариинского театра ”Театральный урок в Мариинском”» по направлению подготовки 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки» по магистерской программе «Социальные коммуникации» Выпускная квалификационная работа Е.С. Менис посвящена анализу современных социокоммуникативных практик включения школьников старших классов в поле художественной коммуникации Санкт-Петербурга и освоения ими музыкального богатства художественного пространства большого города. Выбранная ею тема чрезвычайно интересна в аспекте активно продвигаемой классической музыкальной культуры в партнерстве со школами города. Проделанная в работе аналитика культурно-просветительского проекта «Театральный урок в Мариинском» как целого комплекса коммуникативных технологий одного из главных учреждений культуры России поднимает одну из самых сложных задач формирования культуры молодых поколений в современном российском обществе. Данная тема явно недостаточно изучена в социальных и гуманитарных науках. Объектом исследования выбраны ученики старших классов, принимавшие участие в проекте «Театральный урок в Мариинском». Предметом является фактическое участие учеников старших классов в художественной коммуникации в рамках данного проекта. Цель работы состояла в выявлении роли проекта «Театральный урок в Мариинском» во включении учеников старших классов в поле художественной коммуникации. Автор предположила что, проект «Театральный урок в Мариинском» – важная и необходимая для города программа. Она позволяет включать учеников старших классов школы в культурную жизнь города, способствует приобщению их к классической культуре, но вместе с тем, программа требует серьезной доработки. Все поставленные в работе творческие задачи выполнены. В первой главе раскрываются методологические основы исследования художественной коммуникации в современном обществе. Описывается поле художественной коммуникации Санкт-Петербурга, определяется понятие художественной и музыкальной коммуникации, коммуникативной функции искусства. Особое внимание уделяется проблеме эстетического воспитания учеников старших классов как фактора формирования гармоничной личности, в частности, феномен художественного вкуса и воспитание средствами театрального искусства Во второй главе «Особенности формирования музыкального вкуса учеников старших классов Санкт-Петербурга средствами художественной коммуникации» анализируется полученный самостоятельно материал о культурно-просветительском проекте «Театральный урок в Мариинском», который известен как общегородской музыкально-коммуникативный проект. Дается оценка опыта использования различных коммуникативных технологий в воспитания нового поколения зрителей. Описываются новые коммуникативные ресурсы для вовлечения школьников в художественное пространство музыкального театра. Наконец, раскрывается воздействие проекта «Театральный урок в Мариинском» на старшеклассников Санкт-Петербурга. В заключении подводятся итоги исследования, приводятся основные выводы. Приведены приложения, демонстрирующие самостоятельность автора как исследователя: отчет по результатам социологического исследования: «Театральный урок в Мариинском театре 2016», проведенный силами Ресурсного центра социологических и интернет-исследований» СПбГУ; гайд интервью с учениками 10А класса гимназии №622 Санкт-Петербурга, транскрипт интервью со старшеклассником, результаты ассоциативного теста учеников 10-х классов Полученные результаты дают новый интересный материал для оценки позитивного воздействие проекта «Театральный урок в Мариинском», состоящего в росте заинтересованности школьников в знакомстве с современным музыкальным театром, способным устранить дефицит внимания к искусству в школьной программе. Автором проведено самостоятельное полевое исследование. Полученные самостоятельно данные позволяют ей сформулировать ряд научных выводов и предложений. Исследование в целом ориентировано на решение прикладных задач эстетического воспитания школьников Основные выводы работы изложены на молодежной научно-практической конференции «Социальные коммуникации: повседневные и профессиональные практики – 2017». Полученные автором результаты и проделанная ею работа демонстрируют вы сокий уровень исследовательской квалификации, хорошие аналитические способности. Автор успешно справилась с поставленными задачами проведения исследования и написания диссертации. В целом представленная работа Е.С. Менис соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает высокой положительной оценки. Научный руководитель, проф., д. ф. н., зав. кафедрой социологии культуры и коммуникации факультета социологии СПбГУ В.В. Козловский 25.05.2017