ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ МАЯКОВОЙ Ксении Сергеевны по теме «Реорганизация социокультурного пространства на примере «культурной травмы» в российско-турецких отношениях в начале XXI в.» Выбранная Ксенией Сергеевной тема, по понятным причинам, является популярной темой не только в отечественном востоковедении, но также в политологии, экономике, социологии и ряде смежных дисциплин. Актуальность темы исследования бесспорна. Появление строго научных, не политизированных работ в наше время можно только приветствовать. Представленное исследование имеет традиционную структуру и состоит из Введения, трех глав основного содержания, Заключения, Списка использованной литературы и источников, а также объемного Приложения, составляющего базу для практической части работы. В первой главе диссертации Маякова К.С. обращается к методологической основе и понятийному аппарату, использованным в исследовании. Здесь последовательно и развернуто даны определения таким понятиям, как «культура», «социокультурное пространство», «культурная травма» и др. Вторая глава исследования посвящена истории российско-турецких отношений в сфере культуры на современном этапе. Следует отметить, что автор обращается к классическим трудам отечественных исследователей, например, К.А. Жукова, Д.Е. Еремеева, Н.Г. Киреева и др. Несомненной удачей исследования можно считать третью, практическую главу исследования. Здесь на основании изложенной в предыдущих главах теоретической базы анализируется текущее состояние социокультурного пространства между двумя странами, представлены перспективы развития отношений на ближайшее будущее и даются рекомендации по восстановлению и совершенствованию культурных связей. Следует отметить, что автору удалось провести опрос-анкетирование для 250 человек (125 респондентов из России и 125 респондентов из Турецкой Республики), опираясь на «Тест на исследование психологической атмосферы в группе по Филлеру» и «Шкалу социальной дистанции Э. Богардуса». При этом Маякова К.С. самостоятельно перевела на турецкий язык материалы анкет. Анализ результатов опросников привел к уникальным и порой неожиданным результатам. В ходе обучения на Восточном факультете Маякова К.С. проявила трудолюбие, способность к самостоятельной работе, поиску и анализу информации. Академичность стиля, а также четкость и последовательность изложения позволяют утверждать, что материалы и выводы магистерской диссертации, безусловно, представляют не только научный интерес. Они также могут быть интересны государственным структурам, занимающимся связями со странами Ближнего и Среднего Востока и Турцией в частности. Автор проделала большой для студентки шестого курса труд, вела активную работу над магистерской диссертацией в течение двух учебных лет, привлекла не только исследования, но и источники на русском и турецком языках (всего 71 наименование). Ксения Сергеевна овладела навыками научно-исследовательской работы и проявила способности к научному анализу. Представленная магистерская диссертация заслуживает высокой положительной оценки «отлично».