ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на магистерскую диссертацию Кадочникова Якова Ильича “Обожествление царей в Месопотамии эпохи Саргонидов” (программа “Религии народов Азии и Африки”) Проблема обожествления царей является одной из самых больших загадок в истории древней Месопотамии. До XXIII в. до н.э. обожествлялись посмертно только древние правители далекого прошлого. Но с эпохи Саргонидов началась непродолжительная традиция прижизненного обожествления, и в каждую эпоху она имела особое идеологическое обоснование, связанное со спецификой внешней политики царских династий. Обожествления прекратились в начале XVIII в. до н.э. В последний раз имя царя было выписано с детерминативом DINGIR “бог” в шумерских гимнах эпохи Хаммурапи. Встают два вопроса: а) почему в каждом конкретном случае возникала идея прижизненного обожествления царя или царской династии?; б) почему со Старовавилонского периода государство перестает нуждаться в божественном статусе царя? Ответив на эти вопросы, можно будет разобраться не только в религиозном мировоззрении жителей древнего Ирака, но во многом понять и особенности отношения к правителю в современном Ираке, поскольку, как давно показано Ф.Броделем, существуют долговременные тренды развития государственных и общественных структур. Диссертация Я.И.Кадочникова “Обожествление царей в Месопотамии эпохи Саргонидов” посвящена изучению одного из самых малоизученных вопросов в истории месопотамской религии. До нас дошли лишь отрывочные сведения об обожествлении царя Аккада Нарам-Суэна, причем только меньшая часть источников создавалась в эпоху этого правителя. Диссертантом предпринята попытка объединить данные царских надписей Нарам-Суэна с литературными текстами о нем и сопоставить обожествление аккадского царя с предшествующими и последующими практиками обожествления царей древней Месопотамии. Диссертант сосредоточил свое внимание на восьми царских надписях Нарам-Суэна, составленных на староаккадском языке, но дошедших в старовавилонских копиях, и на восьми литературных текстах о Нарам-Суэне, датированных II-I тыс. до н.э. Были поставлены следующие задачи: а) рассмотреть возможные причины появления идеи синхронного обожествления правителя; б) выявить идеологическое обоснование обожествления, представленное в текстах; в) изучить отличия обожествления царя в период династии Саргонидов от обожествления царей в другие периоды; г) определить различия между обожествленным царем и другими божествами пантеона. В качестве основного метода был избран компаративный анализ текстов, приписываемых Нарам-Суэну, и поздних литературных произведений. В частности, был проведен анализ текстов в аспектах: а) использования с именем Нарам-Суэна детерминатива DINGIR; б) системы взаимодействия человека (царя) с миром богов в каждом из рассматриваемых текстов; в) титулов и эпитетов царя, связанных с его обожествлением. Согласно утвержденному плану, диссертация состоит из Введения, трех глав, двух таблиц, Заключения и списка литературы. В первой главе “Представления о божественном в религиозной практике Месопотамии” диссертант изучает вопросы, связанные с написанием, обозначением и пониманием лексем dingir и ilu в шумерских и аккадских текстах, описывает структуру пантеона, а также приводит все основные интерпретации божественного в трудах ассириологов. Он делает подтверждаемый текстами вывод о том, что вначале обожествление правителей было связано с культом предков, а позднее оно было связано с желанием общины придать живущему правителю новый политический статус. Во второй главе “История прижизненного обожествления правителей в Месопотамии” приводится обширная сводка источников по каждой эпохе и царской династии. Делается исторически корректный вывод, согласно которому в Раннединастический период указывалось только происхождение царей от божественных родителей, в эпоху Аккада правитель впервые получает статус городского бога, а в эпоху III династии Ура и позднее обожествляются целые царские династии. В третьей главе “Синхронные и литературные тексты как источник представлений об обожествлении Нарам-Суэна”, которая является основной частью диссертационного исследования, дано филологическое описание источников, рассмотрено содержание каждого текста, дан анализ титулатуры и эпитетов, установлены различные виды коммуникации Нарам-Суэна с божествами, упомянутыми в надписях и литературных текстах. Проведен палеографический анализ текстов, установлена относительная хронология событий по критерию наличия или отсутствия детерминатива DINGIR перед именем царя и божественных эпитетов после него. Особого внимания заслуживает “Таблица упоминания богов в текстах Нарам-Суэна” и проведенный на ее основе статистический анализ упоминания богов по всем видам текстов об этом царе. На основании таблицы был сделан точный вывод о том, что частотность упоминания одних и тех же богов весьма различна в обеих группах текстов, и те боги, которые близки к царю в надписях, отдалены от него в литературных текстах. Это означает, что идеология литературных текстов лишь частично отражает представления эпохи Аккада. Важнейшим теоретическим выводом диссертации является установленная автором причина обожествления Нарам-Суэна. В работе доказано, что статус бога был для аккадского царя способом обезопасить себя от крупных восстаний и от заговоров со стороны жречества, а заодно и показать соседям, кто является доминирующей силой в регионе. Диссертант провел большую работу с источниками на различных диалектах аккадского языка – староаккадском, старовавилонском и новоассирийском, учел всю основную и дополнительную литературу по теме исследования на русском и европейских языках. Все переводы текстов на русский язык, размещенные в Приложении вместе с транслитерациями, выполнены впервые. Выводы отражают содержание диссертации. Как научный руководитель, считаю, что диссертация Я.И.Кадочникова является самостоятельной работой, потребовавшей высокой квалификации в области ассириологии, религиоведения и исторической психологии, а также хорошего знания новейшей литературы в избранной области науки. По моему мнению, работа достойна самой высокой положительной оценки. В.В. Емельянов, доктор философских наук, профессор кафедры семитологии и гебраистики СПбГУ СПб. 10.05.2017 г.