РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию студентки СПбГУ по направлению 41.04.03 «Востоковедение и Африканистика» (профиль: Религии народов Азии и Африки) Антиповой Аниты Станиславовны по теме «Краткий очерк истории христианства в Иране до наших дней» Магистерская диссертация А.С. Антиповой посвящена исследованию истории появления, распространения христианства и положению христианского религиозного меньшинства в Иране со времен Парфянского царства (сер. III в. до н. э. — 226 г. н. э.) до настоящего времени. Общий объем рецензируемой диссертации составляет 165 с. (основной текст с Заключением — 139 с.). Текст диссертации состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Приложений 1–4, Списка использованных источников и литературы из 112 названий, в том числе на персидском языке (из них 30 — источники и переводы). Выбранная тема является актуальной и востребованной как с теоретической точки зрения, так и с практической, поскольку данные о современном положении религиозных меньшинств в ИРИ, их численности и правах носят противоречивый характер и нуждаются в тщательном исследовании и сопоставлении всех имеющихся источников информации. Диссертант поставила следующие цели и задачи: систематизировать сведения по данной теме на русском, европейских и персидском языках; составить общую картину истории христианства в Иране в контексте исторических преобразований в стране. Для решения поставленных целей диссертант привлекла сведения из работ западноевропейских и отечественных востоковедов, записок миссионеров и путешественников, посетивших Иран в различное время, правовых документов (Конституция, УК и ГК ИРИ), а также сведения статистики и данные различных международных, некоммерческих, религиозных организаций и комиссий (в частности, ООН, Центра по правам человека в Иране (CHRI, Center for Human Rights in Iran), Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF, United States Commission on International Religious Freedom) и др.). Можно с уверенностью утверждать, что поставленные цели достигнуты, содержание диссертационного исследования соответствует заявленной в названии теме. Тема полностью раскрыта, дает представление о распространении христианства и организации христианской церкви на территории современной ИРИ, показывает особенности взаимоотношения христиан и государственной власти в различные исторические периоды. Структура диссертации обоснована исследовательской логикой. Удачно выбранная композиция диссертационного исследования по главам в хронологической последовательности рассматривает положение христиан в Иране в доисламский период (II–VII вв.), эпоху исламизации страны (VII–XI вв.), в период возвышения Сельджуков и господства монголов (XI–XV вв.), в период XVI–XXI вв. В качестве достоинств работы отметим удачное оформление текста, что значительно облегчает восприятие материала. В частности, некоторые данные представлены в виде списков, подзаголовки выделены курсивным шрифтом и т. п. (например, Список католикосов Селевкии–Ктесифона с IV в. до первой половины V в. (с. 16); Церковные округа Сасанидского Ирана к VII в. на с. 25–26). Работа написана хорошим литературным языком. Список использованных источников и литературы включает основополагающие работы по теме диссертации, современную научную литературу (на русском, персидском, английском и французском языках), в тексте приведены необходимые ссылки, указаны даты обращения к электронным ресурсам, при упоминании европейских религиозных деятелей, авторов или названий организаций даны их написания на языке оригинала, поставлены даты (правлений монархов, исторических событий, годы жизни упоминаемых личностей), термины выделены курсивом. Приложение способствует достижению поставленных в диссертации целей, включает список христианских мучеников, пострадавших в Иране в ходе гонений на христиан при Сасанидах (224–651); выдержек из статей Конституции Ирана 1906–1907 гг., Конституции ИРИ 1979 г., Уголовного и Гражданского кодексов ИРИ (на персидском языке с переводом на русский). Наличие словаря упоминаемых в диссертации терминов и специальной лексики (зуннар, дирхем, кисас, мафриан и др.) упростило бы понимание текста читателями, которые не знакомы с особенностями мусульманского законодательства и историко-бытовыми реалиями Ближнего и Среднего Востока. В качестве достоинств необходимо отметить, что автор диссертации при рассмотрении вопросов появления христианства в Иране не ограничивается современными границами ИРИ, включает также территории Парфянского и Сасанидского царства. По мнению автора диссертации, началом распространения христианства в том или ином регионе является первое появление проповедников или миссионерская деятельность апостолов, несмотря на мнение ряда исследователей, что точкой отчета является образование и становление церкви. В Заключении собраны основные выводы по работе. На наш взгляд, при анализе данных нужно более критически подходить к источнику информации. В дальнейшем при разработке данной темы необходимо обратиться к неопубликованным архивным документам. В частности, ценный материал по деятельности Русской Православной миссии в Урмии хранится в фондах Российского государственного исторического архива. Интересный фактический материал, представленный в диссертации, может быть использован как в теоретических исследованиях историков и религиоведов, так и в практике межконфессионального общения. Есть все основания считать, что магистерская диссертация А.С. Антиповой «Краткий очерк истории христианства в Иране до наших дней» полностью соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам на соискание степени магистра, и заслуживает оценки «отлично». Кандидат исторических наук, и.о. заместителя директора по науке ИВР РАН Воднева О.А.