ОТЗЫВ о выпускной квалификационной работе Специфика рекламы на современном суданском рынке товаров и услуг Кабановой Виктории Рекламная деятельность рассматривается современными исследователями, как важная часть экономической жизни общества. Благодаря рекламе определяются цели и задачи торговых операций, реклама формирует вкусы и определяет тенденции рыночного спроса. Мощные агитационные возможности рекламы прослеживаются в развитых индустриальных странах , выходя на наднациональный уровень. Что же происходит с рекламой в аграрных и экономически пока еще относительно медленно развивающихся государствах Азии и Африки, каким образом достигается там задача доведения продукта до потребителя? Этот вопрос начинает постепенно освещаться в трудах экономистов. Судан являлся до недавнего времени самым большим по территории государством Африки, в нем развивается потребительский рынок и естественно ведется своя рекламная деятельность. Таким образом, задача любой работы, посвященной рекламе в какой-либо стране, и представленная ВКР не исключение, будет сводиться к «выявлению специфики создания рекламных объявлений». В данном случае речь идет о Судане. Следует оговориться, что В. Кабановой не удалось пока оказаться самой в Судане, но она сумела использовать эмпирические данные, предоставленные коллегами – арабистами, собранными в частности, в столице страны - городе Хартуме. Поскольку малые города Судана менее охвачены рекламой, то сведений относительно распространения рекламы в них крайне малы и соответственно упор делается на столичный регион. Очень важно, как представляется, было то, что от внимания исследователя не ускользнули такие важные составные части рекламной деятельности, как « баннеры, флаеры, визитки, интернет-реклама и, конечно же, материалы СМИ суданского происхождения» (с.3). Можно согласиться с высказанной в работе мыслью, что тема рекламы в Судане практически не освещалась и в этом смысле представленная ВКР является новаторской. Значительный вес работе придали проанализированные данные, полученные в результате анкетирования. Приятно сознавать, что автор ВКР отдает отчет в том, что реклама и рекламные кампании, «работающие» на европейский рынок и на рынки восточных стран требуют различных подходов при общности стоящих перед рекламой целей. В этом отношении показательным является пример с «Кока – колой» (с.10). Ожидать, что суданский рынок может быть особо привлекательным для ТНК сложно, между тем, ряд компаний пытается закрепиться на нем и использовать свое присутствие как трамплин для дальнейшей экспансии в Судане и в регионе в целом. Соискателю удалось, анализируя рекламу в Судане, выделить наряду с «Кока-колой» и другие «передовые» компании. Это телекоммуникационные фирмы «Зайн» и MTN. В. Кабанова прослеживает сходство ситуации в Судане с ситуацией в России в том, что крупнейшими рекламодателями являются компании сотовой связи (с.15). Анализ ситуации с Кока колой дает возможность задуматься над тем, что эта суперкорпорация смогла в довольно короткие сроки завоевать рынок и симпатии местных жителей, отдающих ей предпочтение. Очевидно, что наряду с производственной политикой ей удалось грамотно провести рекламную кампанию. Автор приводит также фирмы- производители смазочных материалов и масел, успешно действующие на суданском рынке. Они также пользуются внешней рекламой в виде баннеров для продвижения своей продукции. Из других зарубежных компаний обращает на себя внимание «Самсунг». Не только внешняя реклама нашла отражение в работе. В. Кабановой удалось дать представление о рекламных объявлениях на газетных полосах. При этом рассматривались как арабоязычные издания, так и англоязычные и даже греческие, издававшиеся в ХХ в. в Судане. То есть ей удалось осветить историю рекламы в этой стране на протяжении нескольких десятилетий. Работа является самостоятельным исследованием, которое осуществлялось последние несколько лет. Написана на основе оригинального материала. Автор заслуживает высокой положительной оценки. Научный руководитель Герасимов И.В.