РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Шевцовой Виктории Юрьевны по теме «Проблема жанрообразования: редкий случай советского хоррора» Представленная к рецензированию выпускная квалификационная работа посвящена аналитике советского хоррора как отдельного и обособленного явления в жанровой структуре мирового кинематографа. Учитывая сравнительно небольшое количество исследований, посвященных именно советскому хоррору, тема работы представляется интересной и актуальной. Структура работы полностью соответствует заявленным задачам, однако порядок параграфов вызывает вопросы. В частности, автор начинает с восстановления исторических границ хоррора как жанра, прослеживая развитие этого явления с «Замка дьявола» Жоржа Мельеса. Меж тем, кажется гораздо более логичным начать с определения не временных, а именно жанровых границ хоррора (параграф 1.2. «Дефиниции жанра ‘хоррор’»), сразу выделив ключевые жанровые особенности и характеристики и сформулировав рабочее определение жанра хоррора. Исторический же экскурс – хоть и является, безусловно, важным – выглядит несколько реферативно. В реконструкции жанровых границ хоррора автор исследования опирается на теории Э.Тюдора и Д.Комма, что вполне логично и правомерно. К сожалению, автор не считает нужным проблематизировать само понятие жанра в кино; представляется, что размышления о жанре как феномене кинематографического процесса (например, с точки зрения теории Т.Шаца) украсили бы работу, позволив поместить проблему выделения конкретного жанра в более широкий теоретический контекст. Вторая и третья главы работы посвящены непосредственно советскому хоррору. Стремясь выделить и описать специфику фильма ужасов именно в СССР, автор вновь выбирает историческую перспективу, что на этот раз представляется совершенно оправданным. Обращая внимание на некоторую табуированность жанра хоррора в советском прокате, автор выдвигает следующую гипотезу: «Жанр ужасов все же имел место в советской киноиндустрии, но в виде растворенного в других видах кинокартин». Автор также выделяет основные сюжетные и стилистические характеристики советского фильма ужасов. В качестве основной особенности советского хоррора автор называет следующую: «Те немногие хорроры, имеющие более чистый жанровый характер, чаще всего помещались в исторический контекст или являлись экранизаций литературных классических произведений». Среди положительных сторон выпускной работы можно отметить широкий охват визуального материала и ясность изложения. Содержание работы соответствует заявленной теме. Исследование отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает положительной оценки. 01.06.2017 д.ф.н., Шиповалова Лада Владимировна