ОТЗЫВ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ Игнатьевой Елены Владимировны По дисциплине_______Искусства и гуманитарные науки _________________________________________________________ Тема ______Бергсонианство и анархизм В рецензии следует указать: задачи, поставленные перед студентом; как он справился с их решением; в какой мере проявлены самостоятельность и инициатива в работе; какова теоретическая подготовка и практические навыки студента; результаты работы, их теоретическую и практическую ценность; основные недостатки работы. Оценка в отзыве (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) должна вытекать из приведенных выше положений. Работа Елены Игнатьевой посвящена истории социально-политической философии 20 века. Она показывает, что анархическая традиция политической мысли многим обязана идеям Анри Бергсона. В частности, иррациональный, непознаваемый творческий акт, и форма неделимой «длительности», в которой он разворачивается, применяются к политической деятельности свободолюбивых масс и противопоставляются рассудочному государству. При этом важно, что даже элементы насилия и разрушения все равно в конечном счете имеют утвердительный и творческий смысл. Автор рассматривает в частности концепции Жоржа Сореля, Алексея Борового и Жиля Делеза, убедительно показывая их родство между собой и с традицией бергсонизма. В частности, «миф» Сореля трактуется как предшествующая действию его интуиция, а «насилие» - как «социальная борьба масс против угнетателей». Боровой и Делез противопоставляют механическому государству психоаналитически понятое желание. При этом Игнатьева считает, что указанные авторы опираются на раннюю, общую философию Бергсона, а не собственно на его политическую философию, которая сформулирована им позже и носит гораздо более компромиссный характер, чем онтологические произведения. Достоинством диплома является сама идея связать онтологические идеи Бергсона и политическую терию анархизма. В случае Делеза это наименее очевидно, так как этот мыслитель часто рассматривается как революционер вне контекста, а автор диплома показывает его преемственность по отношению к онтологии Бергсона и политике анархизма. Также важно, что в ряду бергсонистов рассматривается малоизвестный российский теоретик первой половины 20 века Алексей Боровой. История идей изложена автором ясно, с цитатами из источников и использованием вторичной литературы. При всех достоинствах, работа не лишена определенных недостатков. В частности, не очень ощущается проблематизация: идеи философов излагаются догматически, если не идеологически. Кроме того, их содержание выглядит несколько упрощенно: творческий акт, интуиция -- против репрессии государства. Поэтому при чтении возникает вопрос, зачем вообще нужно изучать этих различных теоретиков, если в основе их построений – одна и та же простая идея. Было бы, например, неплохо увидеть, где Делез следует Бергсону, а где отходит от него. Идеи Борового выглядят в изложении автора довольно тривиально. У меня (автора отзыва) есть также определенные сомнения в отношении трактовки Игнатьевой Сореля: миф это не только интуиция, но и необходимая фикция, а насилие – не столько длительность, сколько резкий разрыв. Но эти замечания не умаляют качества работы в качестве дипломной и могут быть учтены, если автор решит ее продолжать. Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого типа, автор вложил в нее много труда, и на мой взгляд как руководителя она заслуживает высшей положительной оценки. Научный руководитель_ Магун Артемий Владимирович, PhD (политология, философия)