Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Дарьи Равильевны Валеевой «Буддийские идеи в творчестве Ван Вэя» Выпускная квалификационная работа Д. Р. Валеевой «Буддийские идеи в творчестве Ван Вэя» посвящена одной из непростых научных проблем китаистического литературоведения — воссоздания мировоззренческих основоположений одного из величайших поэтов Китая. Будучи убежденным буддистом, Ван Вэй не мог не отразить эти идеи в своем творчестве, причем важным обстоятельством является здесь то, что сказалось это не столько на тематике произведений (обращение к буддийским реалиям в литературе VIII в. было распространено чрезвычайно широко и присутствовало в творчестве самых разных по своим убеждениям поэтов как дань моде), но, что особенно важно, в самом способе организации художественного текста. Безусловно, освятить все стороны названной проблемы в рамках выпускной работы 4 курса было бы невозможно по целому ряду причин; будучи проведен комплексно и на должном уровне, такой анализ потребовал бы целого ряда фундаментальных научных монографий. Тем не менее, можно констатировать, что наиболее важные и значительные аспекты данного круга вопросов были освещены и проанализированы Д. Р. Валеевой. К данному кругу вопросов в отечественном востоковедении обращались уже весьма именитые ученые; в частности, имеется весьма известное исследование Г. Б. Дагданова, освещалась эта тема в работах М. Е. Кравцовой, И. А. Алимова и целого ряда других синологов. Вместе с тем, работа Д. Р. Валеевой является вполне самобытным изысканием, обращенным к тем аспектам творчества Ван Вэя, которые не были в достаточной мере освящены и досконально разобраны в трудах предшественников. Работа опирается, в первую очередь, на оригинальные произведения самого Ван. Также в ходе исследования привлекались труды современных китайских историков литературы, западные и отечественные исследования. Особенно сложным аспектом в работе представляется рассмотрение отраженных в стихотворениях поэта буддийских реалий как с точки зрения собственно буддийской философской традиции, так и с позиции рядового читателя того времени, воспитанного на принципах конфуцианства. Работа писались весьма самостоятельно; считаю, что задачи, поставленные исследовательницей, были ей выполнены и, несмотря на небольшой объем, представленный научный текст получился аргументированным, продуманным и интересным. Без сомнения, работа заслуживает положительной оценки. Д. филол. н.,профессор, зав. каф. Китайской филологии А. Г. Сторожук