ОТЗЫВ На выпускную квалификационную работу бакалавра Социально-политическая и культурная жизнь в Египте в эпоху Фатимидов Шакуновой Ларисы Андреевны Фатимидская династия, правившая Египтом с 10 в., оставила важный и глубокий след в развитии египетской государственности и культуры. Выпускное сочинение начинается с рассмотрения причин возникновения исмаилизма – базового учения, которое явилось идеологической основой и предтечей государства Фатимидов. Автор ВКР прослеживает историю и причины возникновения этого по сути протестного учения. Под характеристику исмаилизма отводится несколько страниц (с. 6-9). Далее Л. Шакунова переходит к истории завоевания Египта, увенчавшейся полным господством над ним новой династии - Фатимидов. Следующий фрагмент текста освещает самый яркий, вероятно, период истории фатимидской династии – правдление ал-Хакима. Автор работы помимо сведений и хронологии египетской истории проводит параллели и устанавливает связь с ал-Хакимом и учением друзов. Надо признать, что это учение привело к созданию вне Египта – в Сирии, Ливане, Палестине – друзских поселений и владений друзских феодалов. Довольно подробно рассматриваются различные шаги ал-Хакима по укреплению собственной власти внутри страны, освещаются шаги по оттеснению христиан и суннитов от воздействия на политический курс. Кажутся странными меры по преобразованию жизни египтян – истребление собак, запрещение торговать виноградом и т.п. На с. 20-22 изложены взгляды на внешние шаги Фатимидов. Особенно ярко проявился курс на противостояние греко-византийскому влиянию, которое стало в 960-е гг. особенно ярко проявляться на территории Сирии. Автор ВКР в общих чертах обрисовала ситуацию с конфессиональными отношениями в Сирии и Ливане, отметила тюрскую экспансию и усиление воздействия карматов ( с. 20-23). 11 век стал временем фактического заката династии и государства Фатимидов. В следующих разделах работы рассматриваются вопросы культуры с акцентом на роль в культурно-миссионерской деятельности, которая принадлежала женщине. Более того Л. Шакунова выражает мнение, что миссионерская деятельность исмаилитов «была направлена в основном на женскую аудиторию» (с. 30). О роли женщины в экономической жизни и в наследовании собственности посвящен целый параграф второй главы ВКР. Архитектура вызывает, пожалуй, преобладающее место при характеристике искусств эпохи Фатимидов. В сфере внимания находятся объекты на протяженном пространстве Северной Африки и Египта, где наблюдалось доминирование шиитской идеологии. Архитектура должна была закрепить величие Фатимидов. Деятельность халифов продолжали и их жены, вкладывавшие немалые суммы в строительство, прославлявших их объектов. Работа является продолжением темы, рассматривавшейся в предыдущих курсовых работах. Выполнена самостоятельно. Автор заслуживает положительной оценки. Научный руководитель Герасимов И.В.