ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу КОРОБИЦЫНОЙ Софьи Андреевны «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧКИ-ТАДЖИЧКИ (ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)» Выпускная работа С.А. Коробицыной является продолжением ее курсовой работы 3 курса, посвященной традиционной системе воспитания девочки у таджиков. Существенные изменения в этой системе начали происходить в советское время вследствие модернизационных усилий Советской власти, включавших в том числе и введение единой для всех советских национальностей и обоих полов системы всеобщего среднего образования. Наблюдающийся в постсоветское время своеобразный откат таджикского общества в прошлое, а также своеобразная ситуация с разрывом семьи и семейных связей (отсутствие отцов) либо отрывом от основного массива традиционного общества в условиях трудовой миграции стали предметом исследования С.А. Коробицыной в данной работе. Работа С.А. Коробицыной имеет логичную структуру, состоит из Введения, трёх глав, Заключения, списка литературы. В первой, ретроспективной, главе рассматриваются изменения, происходившие с воспитанием девочки у таджиков в советское время. Вторая и третья главы ВКР посвящены постсоветскому периоду и различаются местом действия: во второй главе говорится об изменениях и трудностях, связанных с воспитанием девочки в современном Таджикистане (последствия гражданской войны, постоянный экономический кризис, отсутствие мужей и отцов в семьях из-за трудовой миграции, реисламизация общества, возвращение традиционных практик, например, раннего замужества, и др.). В третьей главе рассматриваются особенности воспитания девочек у таджикских мигрантов, переехавших в другую страну всей семьей. Работа в целом носит этно-социологический характер, что особенно проявляется в третьей главе, построенной на данных опросов таджичек-мигранток в ходе собственного полевого исследования автора. К сожалению, С.А. Коробицыной, по независящим от не обстоятельствам, не удалось съездить в Таджикистан и провеси аналогичное полевое исследование там, однако анкетирование и устные беседы с информантками в Санкт-Петербурге помогли частично с фактологическим материалом и для первой и второй глав. В Заключении работы излагаются выводы, наиболее интересными из которых являются, конечно, те, что сделаны на основе полевого исследования. В частности, прослеживается значительная эмансипированность и амбициозность таджикских девушек, настроенных на карьеру в России, при том, что все практически все информантки сообщают о сохранении многих традиционных элементов воспитания и в мигрантских семьях (прежде всего, речь идет о полном вовлечении девочек в домашнее хозяйство в свободное от учебы время и о традиционно почтительном отношении к старшим). Для полноты картины данных проведенного исследования, возможно, недостаточно, так как число информанток в Санкт-Петербурге могло быть и большим; к тому же, местная таджикская диаспора значительно различается в социальном отношении. Тем не менее, выводы получены очень любопытные. Хочется отметить также использование таджикского языка С.А. Коробицыной, как в беседах с таджичками, невладеющими русским языком, так и при изучении источников и литературы на таджикском языке. На мой взгляд, работа соответствует всем требованиям к ВКР историка-востоковеда и заслуживает самой высокой оценки. Научный руководитель к.и.н., доц. кафедры Центральной Азии и Кавказа Джандосова З.А. Восточного факультета СПбГУ 12.06.2017