РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Колгатовой Надежды Ивановны по теме: «Практики остранения визуального образа» Данная работа посвящена художественной технике остранения, связанной с изменением чувствования, понимания и видения вещей. Впервые этот термин появился, как известно, в литературоведении, но, конечно, значение самого феномена выходит далеко за пределы контекста его возникновения. Знаменитый историк и теоретик культуры Карло Гинзбург в своем небольшом, но емком исследовании истории понятия остранения (кстати, отсутствие этой статьи в списке литературы является если не недостатком – этот список всегда может быть расширен – то, по крайней мере, некоторым упущением) прослеживает его истоки в творчестве Марка Аврелия, который использовал особую психотехнику, одновременно страстную и отстраненную, направленную на достижение точного восприятия вещей. Неудивительна значимость этой техники как для европейской философии, так и для искусства, ведь в основе мышления и эстетического восприятии лежит то, что Платон называл «изумлением», способным представить вещи как будто впервые – в западной культуре философия и искусство были легитимными способами расширения реальности за счет вписывания ее в пространство возможного, трансформирования опыта и истолкования за счет выхода за пределы устоявшихся норм в поисках новизны. А трансформация и обновление невозможны без остранения. Специфика же и оригинальность работы Н.И.Колгатовой заключается как в попытке теоретического осмысления использования техники остранения не в литературе, что к настоящему моменту уже хорошо изучено, а в кинематографе, где эта тема еще не исследована в такой же степени, так и в демонстрации работы остранения в конкретных произведениях искусства кино. Автор справедливо отмечает, что в современную эпоху визуальная культура стала важнее литературной. Как писал Режи Дебре, к концу ХХ века графосфера сменилась видеосферой, публикация – появлением на экране, а любимый философами новоевропейский «дух» - телесным сенсориумом. Фредерик Джеймисон заметил недавно, что в постсовременности эстетическая доминанта является уже не литературной или вербальной, но визуальной – культурой образов, обществом зрелищ. Автор ВКР ставит перед собой весьма интригующую задачу – выяснить, как столь значимые для западной культуры практики остранения могут работать в новой исторической ситуации, в новых условиях восприятия и понимания. Содержание работы Н.И.Колгатовой полностью соответствует заявленной теме. В трех главах сначала дается обзор и анализ различных теорий остранения в контексте литературы, театра и визуальных искусства (первая глава), а затем разбирается функционирование остранения в кино, причем автор обнаруживает здесь два типа остранения – позитивное и негативное (соответственно, вторая и третья главы). Тема, заявленная в названии работы, в целом раскрыта. Можно было бы только заметить, что речь в большей степени идет именно о кинематографе, а понятие визуального образа, конечно же, шире. Но на материале кино различные типы остраняющих техник проанализированы с впечатляющей убедительностью и концептуальной четкостью. При этом соблюден удачный баланс между теоретической рефлексией и конкретными кинематографическими примерами и интерпретациями. Структура выпускной квалификационной работы представляется вполне логичной. Автор движется от «абстрактного к конкретному», от общего теоретического понимания остранения к анализу его реализации в пространстве визуального. Тема ВКР относится к числу остро-актуальных, как в теоретическом смысле – как уже говорилось выше, становление культуры нового типа требует пересмотра значения прежних понятий и выработки нового концептуального инструментария – так и в практическом. В свое время Жан Бодрийяр отмечал, что в мире медийной симуляции человек утрачивает способность к дистанцированию от потребляемых образов, приводя карикатурный пример зрителя равнодушно и расслабленно потребляющего образы войны в телевизоре. Об этом же говорит и автор данной работы, и осмысление остранения в мире визуальности означает поиск возможности вернуть как интенсивность переживания (позитивное остранение), так и критическую, деидеологизирующую дистанцию по отношению к увиденному (негативное остранение). Работа написана на широком материале современной теории, от Шкловского и Брехта до Фуко, Дебора, Нанси и Ямпольского. Конечно, как уже говорилось, любой список литературы всегда может быть расширен, но в целом работа оставляет впечатление свободного владения широким концептуальным репертуаром современной гуманитарной мысли и большой эрудиции и, что главное, зрительской увлеченности в области кино. В заключении работы вполне внятно и развернуто раскрываются результаты и выводы проделанного исследования. К недостаткам работы можно отнести, как уже говорилось, известное сужение темы - все-таки визуальный образ это более широкое понятие, чем образ кинематографический, но это ни в коем случае не заслоняет очевидных достоинств - саму актуальность выбранной темы, свободного и самостоятельного владения широким теоретическим материалом, уверенных и убедительных истолкований образов киноискусства, удачные понятийные находки (это относится, в первую очередь к понятиям позитивного и негативного остранения), явная личная увлеченность своей темой. В целом, выпускная квалификационная работа Н.И. Колгатовой - вполне состоявшееся и оригинальное теоретическое исследование, заслуживающее отличной оценки. Сидоров А.М., к.ф.н, доцент кафедры онтологии и теории познания Института философии СПбГУ