Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Алексеевой Марии Александровны по теме «Чехов. Шоу. Сокуров: история одной любви» по направлению подготовки 035300 «Искусства и гуманитарные науки» Выпускная квалификационная работа Алексеевой Марии Александровны посвящена контекстуальному анализу творческих стратегий А.П.Чехова, Б.Шоу и А.Н.Сокурова. В центре внимания автора – фильм А.Н.Сокурова «Скорбное бесчувствие», рассматриваемый как сложная интертекстуальная структура, насыщенная цитатами и отсылками к произведениям двух вышеупомянутых драматургов. Следовательно, в качестве своей основной цели автор работы видит анализ кинокартины и выявление ее интертекстуальных связей с пьесами Чехова («Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад») и Шоу («Дом, где разбиваются сердца»). Последовательно решая поставленные задачи, автор в полной мере достигает этой цели и демонстрирует умение работать с разными типами художественных текстов – как драматургическими, так и кинематографическими. Автор опирается на ряд литературоведческих теорий (В.Шкловский, Р.Барт, Ю.Кристева), а также ссылается на тексты литературных и кинокритиков, демонстрируя широкий кругозор и глубокие познания. Ключевыми для автора понятиями оказываются интертекст и интертекстуальность, однако им в тексте уделено не так много внимания. Между тем, понятия «текст» (в данной работе автор использует концепт Ролана Барта) и особенно «интертекстуальность» (Ю.Кристева) представляются несколько более сложными и многогранными, чем представлено в работе. Более тщательное рассмотрение концептов Барта и Кристевой, а также обоснование их использования для аналитики визуального произведения, сделало бы работу более основательной. Последовательно анализируя творческие методы Чехова, Шоу и Сокурова, автор приходит к обоснованному выводу о том, что пьеса английского драматурга не столько послужила источником фильма «Скорбное бесчувствие», сколько сыграла роль «связующего элемента» фильма и драматических произведений Чехова. Также автор выдвигает гипотезу о том, что «Б. Шоу во многом используется А.Н. Сокуровым для создания эффекта остранения, в равной степени обращенного как к Б. Шоу, так и А.П. Чехову». Гипотеза представляется интересной и правомерной, но – как и с концептами «текст» и «интертекстуальность» – автор исследования не уделяет достаточного внимания понятию В.Шкловского, не вводит его в текст работы как теоретическое основание анализа. Данное замечание касается в основном структуры работы; в том, что автор полностью понимает суть феномена остранения, сомнений не возникает. Среди безусловных достоинств выпускной работы можно отметить логичный, последовательный, глубокий и удачный анализ как текстов Чехова и Шоу, так и фильма Сокурова. Работа написана прекрасным языком, аргументы и выводы изложены четко и понятно, текст хорошо структурирован в соответствии с поставленными целью и задачами. Содержание работы полностью соответствует заявленной теме. Представленное к рецензированию исследование удовлетворяет требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает высшей положительной оценки ("отлично"). 31.05.2017 Давыдова О.С. Ассистент, Каф. междисциплинарных исследований и практик в области искусств, Факультет свободных искусств и наук СПбГУ