ОТЗЫВ научного руководителя на ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ Е.К. Анферовой «ОРНАМЕНТ В ИСКУССТВЕ ИРАНСКОЙ ТОРЕВТИКИ XV-XVII ВВ.: ОТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ К ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЗНАЧИМОСТИ». Тема, выбранная Екатериной Константиновной Анферовой для выпускной квалификационной работы, комплексна, сложна и более чем значима, как для исследований художественной культуры Ирана в целом, так и особенно для решения прикладных задач при работе с памятниками иранского искусства. Текст работы общим объемом 130 страниц состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, представляющего собой каталог избранных памятников торевтики, принципы отбора которых оговорены в исследовании. Структура работы точно соотносится с вопросами, которые требуется решить в ходе исследования и которые четко сформулированы во введении, где, кроме того, правильно описаны методы, примененные для решения поставленных задач, и дана характеристика уже существующих публикаций по этому вопросу. Орнамент – это основной визуальный конструкт в пространстве мусульманской культуры и, как следствие, наиболее разработанный мастерами элемент оформления предметов. Анализ и осмысление его как отдельного художественного явления способствуют пониманию природы мусульманского видения мира и выявляют принципы, положенные в основу оформления произведений прикладного мастерства. Зная об этом, дипломант совершенно обоснованно выделяет орнамент сам по себе, его самостоятельную ценностью, в качестве отдельного вопроса исследования. Разграничивая понятия «декор» и «орнамент», Е.К. Анферова начинает свое исследование с классификации мусульманского орнамента в целом и конкретно характеристики орнаментальных построений растительного типа, которые оказались менее всего аналитически осмысленны исследователями. Кроме того, растительный орнамент использовался как один из основных компонентов в программе оформления предметов из металла, которые стали объектом анализа во второй, основной, части работы. Второй вопрос, вынесенный на разработку в представленной квалификационной работе – это возможность/невозможность использовать орнамент в качестве инструмента для уточнения атрибуций и датировок недатированных вещей, опираясь на орнаментальные схемы оформления тех памятников, на которых проставлена дата создания. Известно, что однажды сложившиеся орнаментальные построения, с одной стороны, становились каноном, на который опирались орнаменталисты следующих эпох, с другой, их разработка и изменения и составляли основу деятельности художников, стремившихся к максимальному разнообразию в пределах известных схем. В Иране исключительной сложности орнаменты достигли в период правления там династии Тимуридов (1405-1506), который совершенно справедливо стал нижней границей представленного квалификационного исследования, и были унаследованы мастерами следующей, Сефевидской, эпохи (1500/1-1722), продолжившими разработку принятых схем. Вопрос, насколько изменения в пределах канона могут точно указывать на время и место создания памятника, обладает острой практический значимостью, поскольку большинство сохранившихся на сегодняшний день предметов прикладного искусства Ирана представляет собой недатированные памятники, существующие фактически вне эпохи, и единственным источником информации о них служат они сами. Вопрос помещения их в контекст становится важным для исследователей, прежде всего, работающих с музейными фондами (А.А. Иванов, А.С. Меликян-Ширвани, Л. Комарофф), как в России, так и за рубежом. Анализируя конкретные предметы, организуя их в каталог, служащий опорой для выводов второй главы и практического их использования в третьей, дипломант демонстрирует и знакомство с работами этих и других специалистов, и способность проанализировать предмет как самостоятельный объект, и умение грамотно изложить всю ту информацию, которую предлагают вещи, и, что представляется особенно ценным, показывает возможность применения полученных данных на практике. Учитывая, что памятники «говорят» на языке орнамента, Е.К. Анферова блистательно «перевела» эти тексты на русский, виртуозно владея слогом и стилем. Квинтэссенцией истинно творческого подхода, к которому подталкивают сами памятники и который, тем не менее, столь редок в научных работах, стал отдельный корпус авторских рисунков. Этот блок акварельных зарисовок становится в один ряд с работами такого рода, созданными художниками предшествующих эпох, и обладает самостоятельной ценностью, о которой автор упоминает лишь вскользь. В аналитической части работы Е.К. Анферова выявляет в иранских орнаментальных построениях ряд элементов и композиций, которые особенно часто встречаются на металлических предметах, сопоставляет их с приемами организации орнамента на предметах из других категорий, а также отслеживает и анализирует следы влияния иных культур. На всем протяжении исследования дипломант ярко демонстрирует способность аналитически мыслить, оперировать терминологией, а также владение как обще-, так и частнонаучными методами познания. Выводы, к которым приходит дипломант, говорят о вдумчивом подходе к исследованию. Промежуточные результаты обозначены в конце каждой из глав и суммированы в заключении. Несомненным достоинством работы стало использование публикаций не только на европейских языках, но и на персидском. Подводя итог, следует сказать, что, несмотря на незначительные погрешности в языке (с. 13, 16, например), представленная к защите выпускная квалификационная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к написанию работ такого рода, и заслуживает самой высокой оценки. Е.И. Малозёмова, к.и.н., ст. преподаватель кафедры Междисциплинарных исследований в области языков и литературы СПбГУ