Образовательная робототехника – область, популярность которой ежегодно возрастает. С 2014 года робототехника является частью предмета “Технология” во многих учреждениях среднего образования в России. Еще одно недавнее образовательное нововведение – включение языка Python в задания ЕГЭ. Работа студента Белкова Р.Н. посвящена соединению этих фактов в робототехнической платформе TRIK. Суть работы заключалась в создании программного решения, позволяющего программировать роботов на базе контроллера TRIK из среды TRIK Studio, и делится, соответственно, на две большие части: поддержка языка Python средой программирования TRIK Studio и внедрение интерпретатора Python в инфраструктуру ПО контроллера. Текст работы хорошо структурирован и состоит из введения, заключения и пяти частей, первые две из которых описывают требования к работе и поиск путей к их решению, а три остальные – результаты. Первая часть содержит хорошо выполненный обзор технологий, затронутых в процессе работы, и заканчивается таблицей сравнения технологий-кандидатов на внедрение. Единственная претензия к первой части состоит в том, что из таблицы не ясно, какой кандидат является лучшим, при этом результаты выбора неуместно упоминаются в третьей части, описывающей архитектуру. Вторая часть формализует требования к технологии и содержит хорошо читаемую диаграмму сценариев использования разработанной технологии. К сожалению, на этом плюсы текста заканчиваются. Первые две части, которые по смыслу являются скорее вводными, занимают больше половины содержания отчета. Третья часть, описывающая архитектуру и особенности реализации, состоит из трех секций, каждая из которых состоит из двух-трех абзацев и не содержит технических деталей. Суть каждой секции можно передать предложением «главной проблемой было сделать работу, и она сделана». Четвертая глава описывает апробацию разработанной технологии и также не содержит никаких материалов, кроме упоминания «вскользь» нескольких примеров, на которых автор протестировал программный код. Последняя часть рассказывает о технической и пользовательской документации, написанной в процессе работы, и также не содержит ничего, кроме общих слов о полезности документации (даже ссылок на сам результат). В целом, текст работы написан доступным языком, однако содержит незначительное количество орфографических и пунктуационных ошибок. Список литературы оформлен по стандарту, содержит ссылки на актуальные работы. Все принятые решения, описание которых текст все же затрагивает, хорошо обоснованы. Иллюстрации наглядны и компактны, однако приведены не везде, где нужно (например, глава с названием «Архитектура», очевидно, должна содержать одну или несколько диаграмм). Проверка ВКР на предмет наличия/отсутствия неправомерных заимствований показала, что работа неправомерных заимствований не содержит. С практической стороны работа выглядит привлекательнее. Код написан в соответствии с правилами, принятыми в индустрии (однако какие-либо метрики в отчете отсутствуют), и частично перенесен в главную ветку проекта. Рецензенту была продемонстрирована работоспособность наиболее важных компонентов проекта. По результатам работы были сделаны публикации на тематических конференциях. Тем не менее, некоторые части работы выглядят незавершенными. Например, во введении поставлена цель интеграции с системой проверки заданий, но соответствующий код не был предоставлен на проверку. Аналогично, рецензенту не удалось обнаружить пользовательскую документацию, наличие которой заявлено в отчете. Несмотря на то, что большинство замечаний являются критическими, подавляющая часть практической части работы была успешно завершена и вошла в экспериментальную версию ПО робототехнической платформы. На мой взгляд, это немаловажный фактор, поэтому все же считаю, что работа заслуживает оценки «удовлетворительно». «26» мая 2017 г. Мордвинов Д.А.