Отзыв на бакалаврскую работу Александры Скочиленко «Глазами государства, глазами родителей: визуальная продукция для детей как поле моральной проблематизации в современной российской культуре» Представленная к защите работа представляет собой самостоятельное исследование, посвященное проблеме, которая на первый взгляд может показаться неожиданной. Однако, последовательное движение вслед за аргументацией Александры, наоборот, заставляет удивляться скорее тому факту, что данная проблема прежде не становилась предметом отдельного рассмотрения. Речь идет о реконструкции различных дискурсивных стратегий и ценностных диспозитивов, с помощью которых мультипликационная продукция для детей становится предметом моральной проблематизации, выступая в качестве экрана, на который проецируются социально значимые представления о дозволенном и недозволенном, пригодном для детского восприятия и непригодном, чистом и нечистом, здоровом и заразном. В качестве базовых теоретических рамок используются дискурсивная модель моральной проблематизации и производства морального субъекта, выдвинутая Мишелем Фуко; а также концепция «общества риска» Ульриха Бека. И здесь опять может возникнуть некоторое недоумение относительно совместимости этих аналитических стратегий, однако, Александре удается убедительно продемонстрировать продуктивность такого совмещения. Моральная философия Макинтайра и понятие «моральных паник» служат в качестве дополнительных теоретических горизонтов, позволяющих сделать описание основного предмета исследования более содержательным и полным. В качестве достоинств работы необходимо подчеркнуть несколько моментов. Первое: в ней представлен анализ нескольких типов дискурса (медийного, связанного с кампанией вокруг канала «2х2»; юридического, связанного с постепенным расширением законодательной базы, направленной на регулирование доступа детей к различного рода информации; экспертного, связанного с теоретическим обоснованием принимаемых законов; и, наконец, повседневного, - в последнем случае материалом для описания стали собранные Александрой интервью, чьим предметом было отношение родителей к тому: как, что, когда и сколько их дети могут смотреть по телевизору, какие мультфильмы они считают положительно влияющими на развитие ребенка, а какие – вредными для него). Описание риторических и прагматических стратегий, работающих применительно к разного рода дискурсам, позволило не только установить различия, но и проследить частичное «перетекание» одних и тех же концептуальных топосов и тропов из одного дискурса в другой. Второе: в работе присутствует историческое измерение, возникающее из сопоставления современных практик телесмотрения с советскими, а также из описания дискурсивного диспозитива, позволяющего ценностно противопоставлять «старые и добрые» советские мультфильмы «западной» анимационной продукции. И, наконец, третье: в работе ставится общетеоретический вопрос, проблематизирующий механизмы производства морального субъекта на основе опознаваемых им рисков и ограничительных реакций, которые должны этим рискам противостоять. Длившееся на протяжении четырех лет университетское общение с Александрой носило вдохновляющий характер, позволяя наблюдать искренний и неукротимый интерес к учебе, порой даже пугающую энергию, исключительную работоспособность и необходимую для исследователя способность наделять предмет академических занятий личным измерением. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Александру за эту возможность. Переходя к формальной стороне дела, могу сказать, что работа соответствует предъявляемым требованиям и заслуживает самой высокой оценки, а ее автор – присуждения степени бакалавр. Калинин И.А., кандидат филологических наук, доцент факультета свободных искусств и наук