ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ ПАНЧЕЕВА Амира Равилевича по теме «Тарикат Накшбандиййа в современной Турции» Актуальность темы представленной на защиту выпускной квалификационной работы очевидна, поскольку она посвящена изучению деятельности тариката Накшбандиййа, одного из самых активных и могущественных суфийских орденов, действующих на территории современной Турции. Необходимо также отметить, что именно Накшбандиййский тарикат первым в Турции заявил о своем желании участвовать в политической жизни страны. В свою очередь, особенную актуальность тема представленного исследования приобретает в связи с тем, что тарикат Накшбандиййа ведет свою деятельность на территории Российской Федерации и в приграничных территориях, в частности, в республиках СНГ. Учитывая вышесказанное, можно констатировать, что материалы исследования могут представлять практический интерес для государственных учреждений и организаций. В работе достаточно четко определены предмет и объект исследования, поставлены цели и задачи, которые в целом студенту удалось реализовать. Исследование состоит из Введения, пяти глав основного содержания, Заключения и списка использованной литературы и источников (всего 66 наименований, в том числе на русском, английском, арабском и турецком языках). Обширный список литературы и источников, а также привлечение к исследованию помимо книг на турецком языке, также трех книг на арабском языке можно отнести к плюсам представленной ВКР. Первая глава посвящена истории становления суфийской мысли и возникновению ордена Накшбандиййа. Вторая и третья главы повествуют о распространении ордена в Османской империи и Республиканской Турции, соответственно. К безусловным успехам исследования можно отнести четвертую главу представленной работы, которая посвящена деятельности тариката Накшбандиййа на территории Российской Федерации, в частности в Поволжье и на Северном Кавказе. Достаточно интересной также представляется последняя пятая глава ВКР под названием «Накшбандиййа сегодня». Как и в предыдущей главе, посвященной распространению Накшбандиййи на территории РФ, Амир Равилевич рассказывает здесь о некоторых крупнейших ответвлениях тариката, таких как джамааты Искендерпаша, Исмаилага, Адыйаман Мензиль и др. На наш взгляд эта глава также может предоставить исследователям современного суфизма ценный материал. Автору также удалось представить некоторые интересные сведения относительно распространения современных тарикатов в сети Интернет. Естественно, данную тему невозможно было раскрыть полностью в рамках представленной ВКР. Возможно, Амиру Равилевичу удастся это в будущем. Представленная к защите ВКР в целом соответствует основным требованиям, предъявляемым к подобным работам, и на наш взгляд, в случае успешной защиты заслуживает высокой положительной оценки «отлично».