Дипломную бакалаврскую работу Марии Строевой ОБРАЗРЫ ХРИСТА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ИСТОРИКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ АНАЛИЗ Диплом М.Ю.Строевой посвящен традиционной теме российского искусствознания – циклу картин В.Д.Поленова на христианские сюжеты. Работа является результатом блительных занятий литературой о Поленове и его творчеством. Замысел работы оригинален. Он состоит в том, чтобы проанализировать картины Поленова, образ Христа у него на фоне некоторых важнейших произведений исторической и богословской мысли 19-21 вв. – книг о Христе Ренана, папы Бенедикта 16-го, митрополита Иллариона. Еретик, римский папа и православный богослов представляют различные, можно сказать контрастные стороны проблемы. Целью работы было выявление особенностей видения Христа Поленовым в пространстве его культуры, которая включала в себя опыт западно-европейский и русский, религиозный и научно-философский. Работа представляет собой текст около 50 страниц со список литературы в 13 названий. Автор явно поскупился на библиографию, которая ему хорошо известна. В начале работы дан краткий очерк жизни и творческого пути Поленова. Далее с большей или меньшей подробностью рассмотрены труды Ренана, Ратцингера и Алфеева. Их разбор мог бы быть более детальным и острым. Вопроса об отношении к Ренану и Ратцингеру в России не ставится. Ничего не говорится об отличии взглядов православного Алфеева от воззрений папы римского. Во второй части работы подробно характеризуется цикл о Христе Поленова. Жаль, что в работе не дан полный список сюжетов Поленова, не разбора их отбора художником. Анализ картин, хотя и присутствует, но он чисто внешний, по типу, попытки проникновения в их специфику (за пределами традиционного акцента на пейзажности) отсутствует. Тема, избранная студенткой, трудна, предполагает сочетание очень разных способностей. Не все получилось в работе, но многое прочитано и освоено. Учитывая прилежание к работе над дипломом, интерес к трудной теме и целый ряд удачных моментов в тексте, предлагаю отличную оценку, но не наивысшую. Научный руководитель, кандидат искусствоведения И.Д.Чечот