Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Кортелева Никиты Владимировича «Эсхатология и приспособление к миру: хозяйственные и бытовые практики беспоповцев Выговской пустыни конца XVII – первой половины XVIII в.» Выпускная квалификационная работа Н. В. Кортелева представляет собой исследование сложной темы. Эта тема подразумевает, что в работе должна быть прослежена связь между идеями старообрядцев беспоповского согласия в их историческом развитии и теми условиями жизни, в которых оказались насельники Выговской пустыни, испытывая по отношению к себе враждебное отношение со стороны формирующегося абсолютистского государства и господствующей церкви. К положительным сторонам работы Н. В. Кортелева можно отнести то, что он старательно освоил имеющуюся литературу по теме и поработал непосредственно с первоисточниками, написанными на церковно-славянском (богословские труды) и архаическом русском языке (хозяйственные письма и документы). Он постарался разобраться в их содержании, упорядочил свои наблюдения и пришел к некоторым довольно интересным выводам. К сожалению, из-за того, что Никита Владимирович слишком поздно начал тесно сотрудничать с научным руководителем, работа оставляет впечатление незавершенности, а выводы, сформулированные в заключении, носят слишком общий характер. Главной проблемой данной работы является то, что историческая часть, вынесенная в первую главу, описывает лишь общую эволюцию беспоповской общины, которая уже достаточно хорошо освещена в имеющейся литературе. В то же время, части, основанные на анализе первоисточников и посвященные мировоззрению старообрядцев и их хозяйственной деятельности, статично противопоставляются друг другу. Хронология изменений в этих сферах остается не прослеженной. И связь изменений в одной сфере с изменениями в другой также не установлена. Если же такой связи нет, то следовало этот факт обосновать и так это и сформулировать в выводах. В любом случае, главный вопрос, поставленный в работе, – выявить взаимосвязь эволюции мировоззрения старообрядцев и постепенного приспособления их практической деятельности к окружающему миру – остается без ответа. Тем не менее, как описание некоторых сторон жизни старообрядцев, на основе анализа существующей литературы и источников, работа Н. В. Кортелева представляет определенный интерес. Имеются также некоторые погрешности в оформлении работы, особенно это касается ссылок. Кроме того, цитаты из источников слишком обширны по сравнению с комментариями к ним. Несмотря на перечисленные выше недостатки, в работе содержится интересный материал, почерпнутый из первоисточников, и попытка самостоятельно сделать выводы на основе их анализа. Таким образом, работа Н. В. Кортелева, на основании изложенных выше соображений, по моему мнению, заслуживает оценки хорошо или удовлетворительно. Научный руководитель: Владимир Сергеевич Рыжков, PhD in History 01.07.2017