ОТЗЫВ о выпускной квалификационной работе по направлению 030800 «Востоковедение, африканистика» «Система высшего образования в Судане на современном этапе» Емельяновой Татьяны Анатольевны Формирование светского образования в Судане началось по сравнению со многими ближневосточными государствами сравнительно поздно и осуществлялось под влиянием европейских подходов. Первым учебным заведением светского типа стал колледж имени Гордона, созданный при участии и по инициативе британских колонизаторов в 1902г. В него стали принимать учеников преимущественно из семей племенной и религиозной элиты. По окончании они должны были занять места мелких служащих колониальной администрации. Однако в перспективе им предназначались более серьезные позиции в стране. Для суданских условий подобные нововведения несли благо просвещения, поскольку прежде обучение велось только религиозным дисциплинам в ограниченном числе коранических школ, и в то же время готовили почву к политическим изменениям. Понимание роли системы высшего образования в Судане невозможно без взгляда назад – в историю. Поэтому совершенно справедливо первая глава посвящается месту традиционных школ – хальва. Автор останавливается на происхождении слова хальва и связи самого института «хальва» с народным исламом в наиболее распространенной его форме – суфизма. Вторая глава освещает вопросы создания системы светского образования. Автор приводит сведения о деятельности школ, созданных при активном содействии англичан и существующих до настоящего времени. В частности речь идет о школе Бахт ар-Рида. Третья глава обозначает проблемы и освещает тенденции, которые наметились в сфере высшей школы Судана в последние годы. Часть имеющихся проблем объясняется автором кризисными явлениями власти и вторым фактором – выходом из единого государственного пространства Южного Судана. Хотелось бы в качестве похвалы отметить, что Т.Е. Емельянова последовательно на протяжении последних лет занимается Суданом и курсовые работы были посвящены именно этой стране. Также соискатель имела возможность пройти годовую стажировку в Республике Корея, где продолжала изучение арабского языка под руководством суданских преподавателей. Ей также удалось ознакомиться с материалами корейских книгохранилищ, посвященных Судану. Тема раскрыта, цели, поставленные в работе, достигнуты. Заслуживает самой высокой оценки. Научный руководитель: Герасимов И.В.