РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося 4 курса основной образовательной программы БАКАЛАВРИАТА СПбГУ по направлению «Международные отношения» Шафиковой Валерии Артуровны на тему: «Основные направления культурного сотрудничества России и Франции (2007-2017)» 1. Оценка качества ВКР № п. п. Критерии оценки (проверяемые компетенции) Баллы оценки: • отлично (5) • хорошо (4) • удовлетворительно (3) • неудовлетворительно (2) Комментарии к оценке 1. Актуальность проблематики (ОКБ-3, ПК-19, ПК-24) • хорошо (4) Тема достаточно актуальна, учитывая традиционно высокую интенсивность культурного обмена между Россией и Францией. необходимость исследования новых направлений и форм русско-французского культурного обмена обуславливает актуальность данной темы 2. Корректность постановки цели, взаимосвязанность цели и задач (ОКБ-5, ПК-19, ПК-24) • хорошо (4) Цель работы сформулирована недостаточно корректно. Формулировка цели, предложенная автором на с. 3 (выявление особенностей в культурном сотрудничестве России и Франции) не вполне соответствует теме работы 3. Степень разработанности источниковой базы и качество критики источников (АОМ: ПК-17; АМ: ОКМ- 24; ПОМ: ОКМ-18, ПК-13) • хорошо (4) Источниковая база исследования могла бы быть значительно шире, если бы автор использовал документы Французской Республики и Российской Федерации в области внешней культурной политики. Эти документы позволяют составить более четкое представление о характере интересов каждой страны в системе культурного сотрудничества со страной-партнером. Тем не менее, отметим, что в работе присутствует значительное число документальных источников на французском языке. 4. Полнота и разнообразие списка использованной литературы (АОМ: ПК-17; АМ: ОКМ- 24; ПОМ: ОКМ-18, ПК-13) • хорошо (4) Список литературы недостаточно полный, в нем отсутствуют работы авторитетных французских исследователей, специализирующихся на изучении культурных связей (Ph. Lanne, D. Haize, A. Lombard, F. Roche, J.-F. de Raymond, J.Rigaud) и др. Список статей на русском языке также мог быть более полным (например, в нем нет работ известного специалиста по культурным связям Франции С.И. Косенко) 5. Соответствие методов исследования поставленной цели и задачам (ОКБ-6, ПК-27) (факультативно) • хорошо (4) В целом, соответствуют 6. Соответствие результатов ВКР поставленной цели и задачам (ОКБ-5; ПК-19, 21, 24) • хорошо (4) В целом соответствуют, хотя, по мнению рецензента, автору не удалось полностью показать все многообразие направлений культурного сотрудничества России и Франции в начале 21 века. Например, недостаточно внимания уделяется новым проектам в области кино, театра, балета, моды и др. 7. Качество оформления текста (ОКБ-1, ПК-19, 21) • удовлетворительно (3) К сожалению, автором допущен целый ряд ошибок и неточностей, связанных с оформлением ссылок, списка использованных источников и литературы и др. важных частей работы. Так, в частности, в списке использованных источников и литературы обычно сперва располагают источники и литературу на русском языке, а затем – на иностранном Средняя оценка: хорошо (4) 2. Заключение/рекомендации членам ГЭК: Выпускная квалификационная работа Валерии Артуровны Шафиковой посвящена анализу современных культурных связей России и Франции. Автор справедливо рассматривает богатую историю русско-французского культурного сотрудничества как основу их настоящего культурного диалога, выделяя при этом его важнейшие вехи. В работе выявлены и охарактеризованы основные направления (образовательные, научные, художественные связи), а также формы, (в частности, перекрестный год культур России и Франции в 2010 г., год туризма в 2016 году и др.) российско-французского культурного сотрудничества. К сожалению, в работе недостаточно полно, иногда обзорно, рассмотрены современные направления российско-французского культурного обмена: недостаточно внимания уделено сотрудничеству в сфере современного искусства. Еще одно замечание касается отсутствия документов, характеризующих внешнюю культурную политику как России, так Франции, что позволило бы более обстоятельно проанализировать направления двустороннего культурного обмена изучаемых стран. Допущены некоторые ошибки в оформлении ссылок и списка использованных источников и литературы Не всегда главы и параграфы завершают проработанные выводы. Указанные недочеты не позволяют оценить данную ВКР на наивысший балл. Тем не менее, общая цель исследования была достигнута, автором изучен достаточно большой фактический материал. Бакалаврская работа В.А. Шафиковой, несмотря на высказанные замечания, может быть оценена на оценку хорошо. 3. Рекомендованная оценка: ХОРОШО «15» ноября 2017 г. доцент кафедры международных гуманитарных связей, к.и.н. Юлия Вадимовна Николаева