РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ ШАПОВАЛОВОЙ Ксении Андреевны по теме «Искусство на войне»: тематическая концепция и композиционно-графическая модель издания» Выпускная квалификационная работа Ксении Андреевны Шаповаловой представляет собой оригинальный, цельный и завершенный творческий проект, который, несомненно, может найти практическое применение. Автором проявлен высокий уровень профессионализма как в технической разработке и представлении самого проекта нового периодического издания, так и в ходе осмысления его концепции, опирающейся на последовательное рассмотрение вопросов исторической преемственности формальных и содержательных элементов изобразительного искусства. В первой главе автор ВКР подробно, демонстрируя широкий кругозор, знакомство с теорией и историей искусства, анализирует общие черты и характерные особенности живописи и фотографии военных лет, обоснованно проводя исторические параллели и делая интересные сравнения произведений различных авторов, выстраивает принципиально новую, оригинальную концепцию взгляда на изобразительное искусство в периоды исторических потрясений. Нельзя не отметить и исключительную практическую значимость этого проекта, так как вопросы сохранения исторической памяти являются крайне актуальными для нашего государства, а привлечение молодежи к соприкосновению с нею в рамках музейного пространства – важнейшая задача с точки зрения сохранения национальной идентичности и культуры. Принципиально важно, что в работе над проектом Ксения Андреевна проявила себя как универсальный журналист – ею самостоятельно выполнены все виды профессиональных задач, от разработки концепции и графической модели издания, до подготовки журналистских текстов и верстки. В целом, если относиться к работе Ксении Андреевны исключительно как к дипломному сочинению бакалавра, то рецензию на этом можно было бы смело завершить. Перед нами проект, выполненный состоявшимся профессионалом не только в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к ВКР, но и превосходящим по качественным характеристикам эти требования. Но интересные проекты всегда провоцируют на дискуссию, хотя все приводимые ниже замечания следует воспринимать не как критику рецензента, а как часть профессиональной и научной полемики, и рассматривать как повод для размышлений при подготовке будущих проектов и исследовательских работ. Замечания следующие: 1. Рассматривая в исторической части основные содержательные мотивы искусства времени войны, автор игнорирует целый ряд важных исторических обстоятельств, без понимания которых невозможно исследовать заявленный предмет. Так, например, актуализация в изобразительном искусстве мифологических и исторических мотивов (образы Кутузова, Суворова, русских богатырей и т.д.) была только частью гораздо более масштабного процесса эволюции космополитической большевистской идеологии, на которой базировался Советский Союз первых десятилетий своего существования. Неожиданно выяснилось, что космополиты войну не выигрывают, чтобы выиграть войну советскому народу нужно было вернуть национальную идентичность, основанную на исторической памяти. Еще в период непосредственной подготовки к койне, на рубеже 1930-40 х гг. рушится историческая школа М. Н. Покровского, извлекаются из-под спуда труды дореволюционных историков, а в 1942 г. уже издается «История русского национального государства», и в национальное сознание форсировано возвращаются не только вычеркнутые из него полководцы имперской России, но и георгиевская ленточка как символ Георгия Победоносца. 2. Творчество советских художников и фотографов времени ВОВ рассматривается автором как набор индивидуальных творческих замыслов и стремлений, автор как бы не принимает во внимание существование в советском государстве продуманной и сложной пропагандистской машины, которая во время войны совершала многообразные идеологические маневры в соответствии с общим замыслом и нуждами конкретного периода войны. Так, например, в начале войны актуализировался мотив ненависти к врагу, а с момента перехода от войны на своей территории к освобождению территории Европы, актуализируется мотив милосердия к врагу (характерен в этом отношении хорошо известный эпизод с И. Эренбургом, не успевшим вовремя сориентироваться в изменившихся акцентах пропаганды). 3. В практической части автором слабо проработаны те моменты концепции нового издания, которые связаны с экономической и маркетинговой составляющей, а ведь они оказывают значительное влияние и на графическое оформление журнала. Начнем с того, что автор смело констатирует тот факт, что ниша журналов для молодежи об искусстве времени войны в настоящий момент свободна. Но прежде чем сказать, что она свободна, следовало бы убедиться в том, что она вообще существует. Понятно, что масштабные маркетинговые исследования не входили в задачу автора работы, но невозможно было не задаться вопросом, а есть ли устойчивый спрос со стороны заявленной аудитории на подобную периодику?.. Вторым принципиальным моментом является непродуманность ценовой политики, которая влияет как на положение издания в рыночной нише (кстати все анализируемые издания-конкуренты также приведены без указания цены), так и собственно на композиционно-графическую модель. При указанных технических характеристиках (формат, цветность, число полос и брошюровка) и тираже типографское производство издания становится крайне дорогим, автоматически вытесняя издание в нишу элитарных, что совершенно не согласуется с описанием целевой аудитории – школьники и студенты не обладают достаточной платежеспособностью, чтобы журнал с таким оформлением был успешен на рынке. Все указанные недочеты могут быть проанализированы автором ВКР при создании будущих аналогичных проектов, в отношении же работы, рассматриваемой в настоящий момент, они не являются принципиальными и могущими влиять на положительную оценку, которой представленный проект, безусловно, заслуживает. «____» ________ 2017 г. Доцент кафедры истории журналистики Кругликова Ольга Сергеевна, канд. филол. нау