Отзыв на выпускную квалификационную работу ЛИПАТОВОЙ Юлии Андреевны Тема благотворительности в современных телевизионных проектах (на примере программы «День ангела» и рубрики «У вас будет ребенок») Кафедра телерадиожурналистики Очная форма обучения Тема освещения различных аспектов благотворительности в СМИ, в частности на ТВ, несомненно, актуальна в силу широкого распространения видов и направлений благотворительной деятельности, которая стала социально одобряемой в современно российском обществе. В силу многообразия благотворительных практик и трудного процесса становления института благотворительности объектом освещения могут быть и отдельные творческие проекты, и проблемы сочетаемость журналистики с социальным активизмом, и проблема доверия общества к благотворительным акциям с участием СМИ и пр. Словом, круг тем и проблем достаточно широк. И характер освещения каждой из тем, несмотря на общие подходы к социальной проблематике, обладает своей спецификой, а кроме того, определяется жанром материала, форматом программы, целевой аудиторией и т.д. Таким образом, проблема освещения темы благотворительности на телеэкране не том, что соответствующих программ немного, а в том, какова цель и результативность таких программ, в чем их недостатки. Например, увеличение количества программ на эту тему не обязательно будет способствовать росту благотворительности, возможно, совсем наоборот, и эффект «усталости сострадать» подробно описан в научной литературе. В работе раскрыто актуальное на сегодняшний день понятие благотворительности, прослеживаются возможные методики анализа телепрограмм социальной тематики, выявлены содержательные и формальные особенности конкретных социальных проектов Первого и Пятого каналов. Автор опирается на разнообразные научные источники и выстраивает методику оценки выбранного эмпирического материала. Соединение визуальной оценки программ с выявлением алгоритмов освещения проблемы дает содержательный результат. Работа показывает профессиональную заинтересованность автора работы, его вовлеченность в проблему, здравый взгляд на конкретные журналистские практики. В описаниях программ и оценках чувствуется опыт работы автора в этой области журналистики. Фокус внимания автора данной работы сосредоточен на телевизионных проектах, связанных с помощью детям-сиротам, а чем говорит представленный в названии ВКР эмпирический материал. Автор ставит цель: «изучение совокупности выразительных и содержательных средств современной телевизионной передачи на социальные темы. Затем полученные результаты нашего исследования будут приложены к созданию собственной ТВ-программы на благотворительную тематику». Такой ход традиционен для творческих дипломных работ, и хотя формулировка цели некорректна (так как не конечна, ее нельзя достичь), она имеет вполне практическое расширение. Однако в раскрытии темы и в структуре работы, которая строится, несмотря на заявленный формат как исследовательская, наблюдается смысловая непоследовательность. С одной стороны повествование логично: определение благотворительности с некоторыми акцентами на тему сиротства и детства, затем возможные способы анализа социальных программ, затем – анализ конкретных проектов. С другой – для понимания конкретной проблематики сведений недостаточно, а методики описаны излишне подробно, избыточно для дальнейшего анализа. Изложению этого материала посвящен значительный объем работы в ущерб работам многих ведущих авторов, к примеру, Т.И.Фроловой, которая рассматривает освещение проблемы в аспекте ее развития – медиакарьеры, или Р.Г.Иванян, которая анализирует возможности взаимодействия журналистики социальной работы, И.М.Дзялошинского, который много писал о социальных телепроектах, что, конечно связано с описываемыми в ВКР примерами программ. Затронута тема драматургии телевизионной программы, но автор опирается на одну лекцию, игнорируя гигантское количество работ, без которых начинать разговор не стоило. Вообще, некоторая самоуверенность автора и, вследствие этого, поверхностный подход в теоретическим основаниям ВКР прослеживается в работе. Но самое главное – методический материал и последующий анализ никак не связан с творческим приложением. В подобной работе предполагается, что достигнутые знания помогут автору при создании своего материала. Однако в работе отсутствует описание процесса работы над собственной программой с учетом выявленных характеристик социальных материалов. Полагаю, что автор была сосредоточена на реализации проекта и оставила в стороне написание текста ВКР, хотя обе части работы должны составлять смысловое и структурное единство. Автор ни слова не говорит в своей ВКР о задачах проекта, о его перспективах и собственных уроках в процессе его реализации. Есть видеоматериал в виде приложения. К сожалению, в систему blackboard выложен исходник, поэтому анализировать его подробно рецензент не считает возможным. Для проекта найдена интересная героиня, участвовавшая до этого в программе «Пусть говорят». Молодая мамочка, ребенка которой органы опеки поместили в Дом ребенка, повторяет судьбу своей матери, тети, бабушки, а потому становится объектом внимания автора. В судьбу семьи, а гласное, героини, вмешивается психоаналитик, проект нацелен на то, чтобы девушка начала новую жизнь. Однако предложенные выходы слишком шаблонны для современных ток-шоу: фитнес, внешнее преображение, советы поверить в свои силы и начать новую жизнь. Советы выглядят несколько умозрительно для 16-летней девушки. Вызывает возражение внешний вид ведущей и психолога, контрастирующих на фоне героев из деревянной хижины. Есть пара конкретных замечаний: 1. Список литературы значительно превышает реально упоминаемые в тексте работы. 2. Хорошо, что результаты анализа оформлены графически, однако такие таблицы обычно представлены в приложениях. В работе они занимают почти 10 страниц. 3. Нет выводов по главам, заключение показывает, что автору сложно сформулировать основные выводы ВКР. Согласно SafeAssign, в работе содержится 15% заимствований, однако анализ текста показывает, что система включает в данное количество, в том числе, общеупотребительные слова, закавыченные цитаты, фамилии авторов из списка использованной литературы, таким образом, большинство выделенных как заимствования слова и фразы являются ошибкой системы. Несмотря на высказанные замечания, выпускная квалификационная работа является актуальной, соответствует необходимым требованиям, самостоятельна, оригинальна, поставленные задачи в целом выполнены. При условии удачной защиты ВКР Ю.А.Липатовой заслуживает положительной оценки. Рецезент доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры телерадиожурналистики СПбГУ М.А.Бережная