Рецензия на выпускую квалификационную работу студентки 4 курса факультета журналистики ВШЖИМК СПбГУ Колковой Александры Сергеевны "Новостное вещание ВГТРК : принципы, современные тенденции". Тема, выбранная автором для исследования, действительно актуальна. ВГТРК сегодня крупнейший игрок на телевизионном рынке не только страны, но и мира. Холдинг имеет свою концепцию новостного вещания, которая несомненно требует пристального изучения со стороны теоретиков с целью обобщения опыта. Что собственно и пытается делать автор ВКР - прослеживает этапы развития новостного вещания ВГТРК и холдинга в целом, изучает принципы информационной политики, характер аудитории, сопоставляет принципы построения новостных программ на двух каналах, входящих в холдинг - Россия-1 и Россия-24. Среди положительных сторон исследования следует отметить доступность изложения, уместное и обильное цитирование научных работ по теме, присутствие в тексте ВКР таблиц, схем, диаграмм, а также двух экспертных интервью, которые представлены в Приложении. Присутствует и контент-анализ новостных выпусков ( "Вести" ) на канале Россия-1 за март месяц 2017 г.. Структура ВКР в целом хорошо выстроена. Однако вызывает вопрос название Главы 1 "Новостное вещание ВГТРК: этапы становления и актуальные принципы информационной политики", которое некоторым образом повторяет название всей работы. Было бы целесообразно его сузить. Второй параграф Главы 2 назван "Вести-24"- становление нового формата информационного вещания в России". В данном случае вместо "Вести-24" нужно говорить о "России-24", так как в январе 2010 года канал сменил свое название, и это отмечает сам автор. То есть речь идёт о становлении именно России-24. Надо сказать, что автор нередко путает эти два названия. Так, на с.34 читаем : " В июле 2006 г. в составе ВГТРК появляется телеканал Россия-24". Чуть ниже, на той же странице: " В январе 2010 г. ВГТРК провела ...ребрендинг....телеканал Вести-24 сменил название на Россия-24". И это не единственный подобный случай. И еще несколько мелких недочетов. На с.35 появляется некто Д.Медников, ( " По словам Д.Медникова потенциальная аудитория России-24 оценивается в 36 миллионов человек".) Видимо, автор забыла сделать сноску. По сноскам к некоторым схемам и диаграммам непросто понять их источник. Так, например, на с. 20 даются данные из Схемы 1 со сноской- см. Схему 1, тоже самое с диаграммой на с.21. Но они не авторские. Видимо, и схема,и диаграмма взяты с электронного ресурса ООО Телерадиокомпании "Русь-медиа" ( сноска 36). Тоже самое с.29 Диаграмма 3. На с. 46 Таблица без названия. Таблицу на с.47 - она занимает 5 страниц - целесообразно было бы дать в Приложении. В Диаграмме на с.24 и собственно в тексте, где анализируюся ее данные, разные цифры по сегменту аудитории 0% и 29% ( зрители владельцы предприятий), видимо - это опечатка. Есть повторы и некоторые стилистические прогрешности, но их немного ( с.19 - " государственная информационная политика направляется на оптимальное функционирование...", " В целом Всероссийская государственная телерадиокомпания направлена на удовлетворение интересов телезрителей"-с.55 и др.). А также некоторые нарушения логики. На с.27,28 - речь о доле массовых каналов - так и не понятно "уходит" зритель или нет и что думает по этому поводу сам автор. С.33 читаем - "Массовые государственные телеканалы, прежде занимающие лидирующие позиции в рейтингах, сдают позиции и теряют свою аудиторию. Нишевые каналы стали хорошей альтернативой и серьезным конкурентом универсальным..." Данных, подтверждающих это в цифрах, нет. А вот ранее на с.27 в Диаграмме 3 как раз приведены данные о распределении общей аудитории ТВ между основными российскими каналами. У нишевых ( тематических) каналов по 1-2 процента , у России 17% , у Первого канала 20%. Более того автор, соглашаясь с В.Цвиком, говорит о глобализации, создании единого пространства и потребности общества в появлении общенационального канала для всех жителей. То есть универсального? Еще одна неточность - на с 41 ведущий телеканала Россия-1 С.Брилев "записывается" вместе с А. Кондрашовым и Э. Мацкявичусом в чередующиеся ведущие большого вечернего выпуска "Вестей". Отмечу, как его давняя коллега, что Сергей Брилев ни с кем не чередуется и ведёт совсем другую программу - авторскую - " Вести в субботу" называется. Заключительный выпуск (а их в субботу несколько), в более объёмном виде , как Сергей сам говорит " для политических гурманов", идёт в 23.00 на телеканале Россия-24. Подобные небрежности, конечно, несколько портят впечатление от работы в целом , но ни в коей мере не умаляют ее исследовательских качеств. Серьезных пожеланий всего три: 1. В параграфе 2 Главы 2 , автор ВКР пишет, что " основной упор в концепции новостной политики нового канала ( имеется в виду Вести-24 ) ...решено было сделать на региональные выпуски". ( с.35) Действительно... такого регионального предствительства как у ВГТРК , нет ни у одного телеканала. Но началось все это еще с РТР. О.Добродеев много лет и сил потратил на создание региональных компаний - дочерних структур РТР, которые впоследствие стали унитарными предприятиями, ГТРК.. Так что ставка на регионы делалась изначально, Россия-24 лишь продолжает эту линию. Это необходимо было отметить. На России-1 есть региональные окна, такие же окна, причем, даже тематические, есть и на России-24. Можно было бы остановиться на этом аспекте более продробно . От этого работа бы только выиграла. 2. Хотелось бы более глубоких выводов по главам, чем , например, " Новости поддерживают высокую планку осведомленности зрительской аудитории и помогают взглянуть на мир шире"- ( с.54.) 3. Создалось ощущение, что Заключение писалось "впопыхах", видимо, поджимало время. "Универсальный классический канал Россия-1 охватывает все ниши, содержит разноплановый контент... Подобная ситуация складывается и на новостном круглосуточном канале Россия-24, ( ?) который уже сам по себе является нишей."(?)(с.55). Так... Россия-24 - это универсальный канал или нишевой? Далее. Россия-24 - и автор убеждал нас на протяжении всего исследования - что это крупнейший российский государственный информационный канал. И тут же говорится, что он является "бесспорным лидером среди интернет-каналов. Это... по меньшей мере... не корректно. Канал "отнимает" часть аудитории у интернет-каналов, так как может конкурировать с ними по оперативности - вот это бесспортно, но интернет-каналом он не является. И все же , несмотря на некоторые шероховатости и недоработки, ВКР является серьезным самостоятельным исследованием ( объём заимствований составляет всего 17%), имеющим теоретическую ценность. Тема раскрыта. При написании использован обширный научный материал по теме, что отражено в Списке литературы. Можно говорить о склонности автора к исследовательской деятельности. ВКР, в общем и целом, соответствует всем требованиям, которые предъявляются к выпускным квалификационным работам и заслуживает положительной оценки. ст. преподаватель кафедры Телерадиожурналистики, ведущая ежедневного итогового выпуска программы "Вести-СПб" на телеканале Россия-24 Паукшто (Пожлакова) И.В.