РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Ангелины Михайловны Митрофановой на тему «Роль визуализации в формировании имиджа политической партии (на примере партии «Справедливая Россия»)» Актуальность ВКР Ангелины Михайловны Митрофановой связана с потребностью изучения процессов партийного брендинга. Неоднозначность оценок партийного брендинга и особенности его использования в России вызывают потребность в изучении этого феномена. Особенно важной данная проблематика выглядит в России, где доминирует такое явление, как административный ресурс. Структура работы в целом логична и позволяет в значительной степени раскрыть заявленную тему. Во Введении формулируются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, перечисляются методы исследования. Все эти необходимые формальные элементы не вызывают серьезных нареканий, они позволяют понять, о чем будет идти речь в исследовании. В первой главе А. М. Митрофановой демонстрирует достаточный уровень владения теоретическим материалом по своей теме, знакомство с наиболее распространенными подходами к изучению визуализации в политике. В этой же главе весьма подробно изучены проблемы развития политического дизайна в России, а также способы влияния визуализации на общественное мнение с помощью цветов, композиции и образов. Во второй главе представлена попытка комплексного анализа визуализации политической партии «Справедливая Россия». Кроме того, автор провел фокус-группу для оценки визуализации политических партий России, а затем анкетирование для оценки авторского варианта визуализации политической партии «Справедливая Россия». В Заключении автором делаются некоторые выводы. К сожалению, работа не свободна от недостатков: 1. В работе используется понятие «бренд», но не только не приводится его определения, но и не используется обширный массив литературы по проблеме визуализации брендов. Визуальное представление брендов обычно базируется на философии, истории и ценностях бренда. К сожалению, в отечественной практике существует тенденция разработки визуальных элементов бренда без предварительной подготовительной работы и оценки философско-мировоззренческих позиций целевой аудитории. 2. С первым замечанием связано и неправильное использование методов фокус-группы и анкетирования. Автор проводил исследование в студенческой среде. Представители этой возрастной группы не только не являются активным электоратом, но и не принадлежат к целевой аудиторией «Справедливой России», которая больше всего ориентируется на представителей среднего возраста, разделяющих социалистические преставления о справедливости и социальной защищенности, но не готовых голосовать за КПРФ. Именно среди лиц средней возрастной группы от 30 до 50 лет и нужно было проводить фокус-группу и анкетирование. Согласно отчету программы SafeAssign, оригинальность ВКР А. М. Митрофановой достигает 94 %. Анализ фрагментов текста, отмеченных программой в качестве подозрительных, показал, что оставшиеся 6 % - это совпадения, носящие технический характер, или корректно оформленные ссылки. Таким образом, ВКР Ангелины Михайловны Митрофановой на тему «Роль визуализации в формировании имиджа политической партии (на примере партии «Справедливая Россия»)» является самостоятельным исследованием, посвящено актуальной теме, имеет практическую значимость, соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и заслуживает положительной оценки. Доктор политических наук, доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета И. А. Быков 20.05.2017