РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОДВИЖЕНИИ ЦЕНТРОВ КОСМЕТОЛОГИИ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ» БЕЛОВОЙ МАРИИ МАКСИМОВНЫ, СТУДЕНТКИ 4 КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» Выпускная квалификационная работа М. М. Беловой посвящена онлайн и офлайн технологиям коммуникационного продвижения центров косметологии и эстетической медицины с помощью инструментов связей с общественностью и рекламы. Актуальность избранной темы сомнений не вызывает. С одной стороны, она обусловлена тенденциями изменения параметров оценки качества жизни средне и высокостатусных слоев населения крупных городов. Хорошая физическая форма, эстетическая привлекательность, отсутствие недостатков внешности превращаются не просто в моду. Их поддержание уже ставится необходимым элементом образа жизни многих людей и все большие объемы аудиторий формируют устойчивый рынок спроса. С другой стороны, в ответ формируется рынок предложения. Количество эстетических клиник, центров и т.п. в крупных городах растет лавинообразно. Растет и уровень конкуренции между ними. В этих условиях на первый план помимо качества самих услуг выходят маркетинговые коммуникации. При насыщенности рынка предложения и сравнимом качестве услуг выигрывает тот, кто лучше владеет инструментарием офлайн и онлайн продвижения и коммуникационной поддержки. Целью ВКР М. М. Беловой является выявление характеристик использования современных технологий коммуникационного продвижения в области косметологии и эстетической медицины (на примере клиник эстетической медицины) . Для достижения этой цели автор ставит и последовательно решает следующие задачи:  проанализировать состояние рынка эстетической медицины – структуру, аудиторию, потребительские тренды;  определить специфику продвижения услуг в сфере эстетической медицины;  проанализировать использование инструментов продвижения российскими центрами эстетической медицины в онлайн и офлайн среде;  на основе проведенных исследований предложить рекомендации по продвижению услуг центров эстетической медицины. Анализ рецензируемого текста позволяем прийти к выводу, что данная цель в целом достигнута, задачи решены. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух содержательных глав, заключения, списка литературы и приложений. Композиционная структура работы логична и отвечает поставленным задачам. Во введении обосновывается тема исследования, дается характеристика его актуальности, описывается степень разработанности проблемы, осуществляется постановка цели и задач работы, определяются ее объект и предмет, описывается методология исследовательского поиска и применяемые методы работы с эмпирической информацией. Первая, теоретико-аналитическая глава посвящена характеристике отрасли эстетической медицины и косметологии и особенностям маркетинговых коммуникаций в отрасли. Сначала автор на основании анализа релевантных литературных источников описывает характеристики отрасли, выявляет ее структуру, показывает тренды ее экономической динамики. Далее приходит черед анализа коммуникационных инструментов, обеспечивающих продвижение клиник эстетической медицины и косметологии в России. В целом следует отметить адекватность использованной информационной базы и эвристическую значимость полученных результатов. В то же время, исходя из того, что российская отрасль эстетической медицины и косметологии развивается исключительно в рамках следования глобальным трендам, полагаю полезным было бы обратиться к методологии бенчмаркинга, чтобы понять в каком направлении движутся глобальные лидеры отрасли. Очевидно, что именно эти технологические тренды найдут свое применение в России. Особый интерес вызывает вторая, практическая глава выпускной квалификационной работы М. М. Беловой, где на примере центров косметологии и эстетической медицины Санкт-Петербурга произведен анализ их коммуникативных практик. Как положительную сторону рецензируемой работы следует отметить то, что прежде, чем отобрать объекты для эмпирического анализа, автор тщательно формулирует критерии отбора. Данная методология представляется весьма убедительной. В результате в выборку попали действительные лидеры отрасли – клиники эстетической медицины «Медичи», «Меди Эстетик», «АЭМ», «Меди», «Рами», «Гранд Мед», «Клиника доктора Груздева» и «Эстетик Альянс», что делает результаты проведенного анализа релевантными. Также как сильную сторону рецензируемой ВКР составляет достаточно широкий спектр методов, использованных для сбора эмпирической информации. Здесь и опрос потребителей, и мониторинг СМИ, и анализ корпоративных сайтов, и анализ продвижения в социальных сетях. В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования. При общей позитивной оценке, рецензируемая работа не свободна от слабых мест и недостатков, ряд позиций вызывает некоторые дискуссионные вопросы. Обозначим наиболее существенные из них. Во-первых, вызывает вопросы проведенный автором «социологический опрос». Опрошено, как видно из текста, 70 респондентов. В этой связи хочется понять, как обоснован размер выборки? Какова генеральная совокупность? Кого реально репрезентирует выборка? Поскольку выборка очевидно, неслучайная, какова статистическая погрешность полученных одномерных распределений? В целом, несмотря на то, что исследование получилось не очень убедительным, хочется, тем нее менее похвалить дипломника за то, что оно есть. Во-вторых, вызывает удивление авторский подход к классификации инструментов офлайн и онлайн продвижения. Так на стр. 33. она пишет: «В рамках работы автором был проведен анализ средств традиционного офлайн продвижения, используемых в настоящий момент перечисленными выше центрами эстетической медицины. В частности, анализировалось использование центрами рекламы, PR и стимулирования продаж». Хочется отметить сомнительность такого подхода. И PR и реклама, как известно могут реализовываться как по офлайн, так и по онлайн каналам, поэтому отнесение упомянутых компонентов интегрированного маркетинга исключительно к офлайну неубедительно. В-третьих, вызывает вопросы характер параллелей, проводимых автором между коммуникативными инструментами разных уровней. Так, на странице 48 она пишет: «Технологии SMM (Social Media Marketing) похожи на PR, так как тоже отвечают за имидж, который формируется с помощью информации.» Такого рода сопоставление представляется упрощенным. В-четвертых, в ряде разделов, посвященных сайтам и продвижению центров эстетической медицины в сетях обещанный анализ заменен простой дескрипцией. А хотелось бы анализа. В целом, несмотря на замечания, рецензируемая работа соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР по рекламе связям с общественностью, и заслуживает положительной оценки, а ее автор М. М. Белова заслуживает присвоения искомой квалификации. Рецензент Д.П.Гавра Заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе СПбГУ, доктор социологических наук, профессор