Отзыв рецензента на выпускную квалификационную работу Даниаровой Ксении Николаевны Освещение экономического кризиса в газетах «Коммерсантъ» и РБК Свою дипломную работу Ксения Даниарова посвятила анализу деловой прессы в период эскалации мирового финансового кризиса 2008 г. Автор исследует отражение кризисных явлений в материалах, которые были опубликованы в деловой газете «Коммерсантъ» и на сайте RBC.RU с августа 2008 года по март 2009 года. Можно сказать, что данную работу отличает новизна, а выбранная тема актуальна. Сегмент деловых изданий нечасто становится объектом исследований в студенческих работах, отчасти из-за того, что бакалавры в большинстве своем плохо ориентируются в экономических реалиях и имеют поверхностное представление о финансовой системе. Содержание работы соответствует заявленной теме. К ее достоинствам можно отнести и большое количество привлеченных источников (в списке использованной литературы 55 пунктов, включая публикации Ъ и rbc.ru). В контексте экономического кризиса автор рассматривает и финансовые проблемы, с которыми сталкиваются медиа, прежде всего традиционные бумажные СМИ. Достаточно много внимания автор уделяет понятиям дискурса и повестки дня, а также подробно рассматривает сегмент деловой прессы, его функции и особенности ее аудитории. Ксения Даниарова сравнивает контент ежедневной газеты и онлайн-издания, отражающий разные этапы и аспекты финансового кризиса. Свою задачу она видит в том, чтобы определить влияние деловых СМИ на экономику и аудиторию в условиях кризиса. На мой взгляд, автор переоценивает влияние прессы, в частности, деловых новостей на экономику, не говоря уже об экономической политике государства. Автор также делает попытку оценить эмоциональное воздействие статей на аудиторию и рассуждает о «позитивном» и «негативном» характере статей. Этот подход вызывает вопросы, поскольку деловую прессу и ее аудиторию отличает крайняя рациональность. Тем более, что анализу подвергаются новости, а не авторские колонки. Можно поспорить и с выводом о том, что «СМИ не смогли справиться с правильной подачей информационных материалов». В работе, в частности, процитирован тезис А.Бушева о том, что сообщения о кризисе часто содержат эвфемизмы (например, коррекция вниз = кризис, либерализация цен = их повышение, проблемы с ликвидностью = нехватка денег). Едва ли можно считать подобный подход верным при освещении экономических явлений в качественной прессе, ориентированной на квалифицированную аудиторию. В целом, работа представляет научно-исследовательский интерес, затрагивает актуальные вопросы и заслуживает положительной оценки. Анна Щербакова, старший преподаватель кафедры периодической печати, редактор санкт-петербургского бюро газеты «Ведомости»