РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Cолдаткиной Натальи Алексеевны Особенности формирования ТВ-контента о чрезвычайных ситуациях (на примере новостных программ федеральных телеканалов) Так сложилось, что современный мир, в котором мы живем, оказался полон опасностей - природные и техногенные катастрофы, социальные взрывы, теракты, военные конфликты, религиозные противостояния, экологические катастрофы. Благодаря глобальным средствам массовой информации, мировой паутине Интернета обо всех этих опасностях и катастрофах человечество узнает во всех подробностях и деталях почти мгновенно, а иногда даже опережая само событие. Безусловно, телевидению, при освещении таких событий чрезвычайного характера, отводится особая роль. И от того, как телевизионные журналисты профессионально и оперативно работают в любых чрезвычайных ситуациях, зависит самочувствие нас, землян, где бы мы ни жили, кем бы мы ни были. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнений и только приветствуется. Тем более, что даже в день защиты дипломного сочинения Натальи Солдаткиной во многих районах нашей необъятной родины все еще ликвидируются последствия катастрофических пожаров и наводнений, не до конца оправились пострадавшие от терактов, совершенных смертниками только в этом году в Петербурге, во Франции, Великобритании, Сирии, Ираке… Дипломное сочинение представляет собой вполне законченное научное исследование заявленной темы. При этом автор продемонстрировала хорошее знание научной литературы вопроса, современной отечественной телевизионной практики, повествующей о трех видах чрезвычайных ситуаций (природной, техногенной и социальной), происшедших в нашей стране и за рубежом с 2007 по 2016 годы. Автором просмотрено 230 телевизионных материалов по заявленной теме, прошедших в эфире федеральных каналов, 73 из которых были проанализированы в ВКР. Композиционно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 28 приложений. В первой главе «Чрезвычайные ситуации как объект освещения на телеэкране» автор достаточно профессионально рассмотрела само понятие и смысл «чрезвычайная ситуация», выявила многообразие трактовок видов ЧС в научной литературе, показала на конкретных примерах важность соблюдения принципов морали и этики журналистов при освещении чрезвычайных ситуаций, определила понятие «коммуникативного образа» контента, выявила модели подготовки контента (социокультурный и технократический), определила составные компоненты, влияющие на восприятие информационного сообщения о ЧС. Отдельные содержательные параграфы главы посвящены изменениям в вещании телеканалов в контексте развития медиа-пространства России с 2007 по 2016 годы. Во второй главе «Год за три. Как изменялись принципы освещения ЧС?» тщательно проанализирована конкретная работа телевизионных журналистов телекомпаний «Россия-1», «НТВ» и интернет-канала«Life» о ЧС в 2007году : (природной - ураган «Кирилл» (17– 9 января), техногенной -вертолет Ми-8, который пропал в Магаданской области (15 сентября), социальной - теракт в Равалпинди (27 декабря), в 2010 году : (природной - ураган «Алекс» (25 июня-2 июня), 2 техногенной - крушение вертолета Ми-8Т на Ямале (19 декабря), социальной ЧС-захват церкви в Багдаде (31 октября), в 2013году: (природной - ураган «Святой Иуда» в Северной Европе (26 октября–2 ноября), техногенной - крушение вертолета Ми-8Т в Якутии (2 июля),социальной - теракт в Пешаваре (22 сентября) и в 2016 году: (природной - ураган «Мэтью» над Карибским морем (28 сентября - 10 октября), (техногенной - крушение вертолета Ми-8 на Ямале (22 октября) , Нападение на церковь в Нормандии (26 июля). Автор ВКР показывает конкретные творческие приемы, которые используют анализируемые телеканалы при освещении вышеперечисленных чрезвычайных событий: крупные планы, броские заголовки, видеоформат, псевдопрямой эфир, кадры «Мобильного репортера», закадровый текст, синхроны, стендапы, сложный монтаж, художественный текст, Skype, прямые включения (С.40,41,43, 48,:60,62, 64 и др.). При этом Наталья Солдаткина убедительно демонстрирует творческие промахи, которые допускают журналисты при освещении указанных выше ЧС: диссонанс между вербальным и видеоматериалом в стендапах, несоответствие между аудио и видеофрагментами, неточность в цифрах потерь и т.п. (С.43,41 и др.). Выводы автора после глав сочинения и в заключение дипломного сочинения хорошо продуманы, объемны, обоснованы, опираются на теоретическое и творческое содержание всей ВКР, отражают суть и цели исследования. Работа читается легко: язык сочинения отточен, строг, научно выразителен, грамотен. Очень ценны и содержательны для будущих исследователей 28 Приложений в конце ВКР. Как любая работа начинающего исследователя и сочинение Натальи Алексеевны Солдаткиной не лишена отдельных недостатков. 1. Думается, заголовки параграфов могли быть более продуманы и не так однообразны. 2. Отмечены отдельные стилистические погрешности (С.43, 62). 3. Есть досадные опечатки (С.16,47). И тем не менее. Перед нами самостоятельное научное исследование, которое соответствует всем требованиям, предъявляемым к сочинениям подобного рода, и оно заслуживает высокой оценки. 20 мая 2017 г. доц. Ковтун Валентин Гурьевич