РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Чирковой Евгении Алексеевны по теме: «Композиционно-сюжетная структура сценария художественной программы (на примере цикла «И дольше века длится год…»)» Работа Евгении Алексеевны Чирковой посвящена особенностям работы над сценарием художественной программы. Автор рассматривает, как современная тенденция смешения жанров СМИ влияет на выбор элементов сюжета и композиции при создании художественной программы. Сочинение отличается грамотным изложением. Чиркова Е.А. демонстрирует в данном тексте тщательность и последовательность при изучении теоретического материала. Исследование представляет собой квалифицированный труд, в котором теория опирается на собственные практические навыки и наблюдения автора. Также к достоинствам работы нужно отнести сбалансированную структуру ВКР, в ней наглядно просматривается логика изложения заявленной и исследуемой проблематики. Теоретический и практический материал равномерно распределен по главам. В первой главе Чиркова Е.А. рассматривает общие принципы создания телевизионного сценария и их эволюцию во времени, а также особенности работы журналиста над созданием сценария. Можно отметить широкое знакомство автора ВКР с основными теоретическими разработками на заданную тему. Все заявленные тезисы хорошо обоснованы и подкреплены цитатами. Вторая глава посвящена особенностям создания художественной передачи. Автор анализирует особенности этой формы творчества и её отличия от других материалов СМИ. Рецензируемая ВКР является наглядной иллюстрацией тех возможностей, которые предоставляет журналисту и сценаристу художественная передача. В качестве примера изучается цикл программ «И дольше века длится год…» (телеканал МОСТ). Так как Чиркова Е. В. является одной из ведущих этого проекта, это позволило подробно изучить принцип создания передачи и представить её особенности. Кроме того, накопленный опыт воплотился в сценариях двух программ, посвященных 1923-му и 1024-му годам. В этих работах автор продемонстрировала широкое знакомство с отечественными литературными произведениями, умение ориентироваться в историческом материале, интересный образный язык изложения. Выводы, представленные в Заключении, обобщают материалы исследования и показывают умение Чирковой Е.А. извлечь рациональную суть из практических навыков, наблюдений, собственного опыта. Среди дискуссионных моментов, которые автор ВКР могла бы прокомментировать, выделим следующие: 1. В работе отмечается, что у телевизионщиков наиболее востребована запись сценария в два столбца, в то время как литературная форма мало используется. Но на самом деле на практике используются обе формы, в зависимости от временных возможностей корреспондента, целей и задачей произведения. Например, современные редакции новостей активно используют в работе автоматизированные системы верстки, в которой текст вносится как раз в литературной форме. Более того, сценарии, подготовленные Чирковой Е.А. также представляют собой литературную форму. 2. Автор рассматривает сценарии информационного и аналитического репортажей и отмечает, что в случае наличия подводки ведущего, она будет служить завязкой. Представляется, сюжет информационной программы всегда нужно рассматривать в совокупности с текстом ведущего в студии, даже если он не представлен в конкретном сценарии. Более того, это одна из обязанностей корреспондента – подготовить предварительный текст ведения, чтобы обеспечить сюжетное и стилевое единство с сюжетом. Однако все эти вопросы носят исключительно характер ознакомления и не являются выражением критического отношения к рецензируемой ВКР. Согласно сведениям об анализе текста данной работы автоматической системой Black Board, процент неавторского материала составляет от 2% (среднее количество совпадений) до 6% (максимальное количество совпадений). Выпускная квалификационная работа Евгении Алексеевны Чирковой «Композиционно-сюжетная структура сценария художественной программы (на примере цикла «И дольше века длится год…»)» является самостоятельной научно-практической работой и заслуживает высокой положительной оценки, а ее автор – присвоения искомой квалификации. 22.05.2017 Максим Анастасия Андреевна, Старший преподаватель кафедры телерадиожурналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ