Отзыв рецензента на выпускную квалификационную работу М. В. Кулибаба «Цитаты искусства в контексте фэшн-журналистики» Необходимость всестороннего изучения фэшн-журналистики легко обосновывается уже самим фактом широкой популярности глянцевых изданий среди читателей. Однако автор представленной к защите ВКР не склонна связывать высокую востребованность подобных медиа у массовой аудитории лишь с развлекательным контентом и ловким манипулированием потребительской психологией обывателя. М. В. Кулибаба стремится выявить и раскрыть культуротворческий потенциал фэшн-журналистики, чем особенно ярко высвечивает актуальность заявленной темы и научную значимость ее исследования. Выбрав оригинальный ракурс рассмотрения «глянца», автор идет гораздо дальше банального описания тематической рубрикации и жанровой структуры модных журналов. Да и само фактическое содержание ВКР оказалось более широким, чем изначально предполагала формулировка темы, которая вполне могла бы звучать: «Цитаты культуры (а не только искусства. – М. В.) в контексте журналистики моды и стиля жизни (а не только фэшн-журналистики. – М. В.)». Заметим, что в данном случае некоторое несоответствие темы и содержания скорее свидетельствует о глубине работы, подчеркивая ее серьезное достоинство, чем указывает на существенный недостаток. Центральной проблемой исследования стал вопрос о влиянии фэшн-журналистики на культурное сознание массовой аудитории, на ее эстетические вкусы, художественное видение, духовно-ценностные ориентиры. Социокультурный контекст функционирования фэшн-журналистики и ее способность выступать в качестве средства эстетизации жизненной среды современого человека остаются малоизученными аспектами медиасферы. Этим подтверждается научная новизна рецензируемой работы. Структура дипломного сочинения выстроена сообразно поставленным задачам. М.В. Кулибаба демонстрирует высокую исследовательскую культуру, отказавшись от «школьного» деления ВКР на «теоретическую» и «практическую» части. В обеих главах мы встречаем и теоретические положения, и анализ эмпирических материалов. От общей характеристики объекта своего исследования как специализированного направления журналистики автор логично переходит к детальному рассмотрению интертекстуальной техники, применяемой журналистами. При этом дипломница не ограничивается формальным перечислением и описанием различных выразительных приемов в фэшн-журналистике, а показывает на конкретных примерах механизм их воздействия на аудиторию, обеспечивающий активное «соучастие» читателя в придании многослойных смыслов журналистскому произведению (на уровне субъективной интерпретации) и стимулирующий личностное развитие реципиента. Выявляя и анализируя культуроформирующие эффекты фэшн-журналистики, исследовательница справедливо подчеркивает роль «глянца» как института для формирования образцов поведения и определенного стиля жизни. Опираясь на солидный круг теоретических трудов в области лингвистики, семиотики культуры, теории журналистики, дипломница подвергает анализу обширный корпус эмпирических источников – ок. 100 журналистких текстов и иллюстраций. В результате проведенного исследования М. В.Кулибаба убедительно доказывает, что современная фэшн-журналистика из посредника между индустрией моды и потенциальным покупателем трансформируется в ресурс культурного обогащения читательской аудитории. Автору удалось наглядно показать, как отсылки к художественным образам и сюжетам, фольклорным памятникам, фактам и лицам истории, общественному мнению становятся способом формирования вкусов, утверждения духовных ценностей и сохранения культурной памяти. В дипломном сочинении также раскрывается неожиданная, неутилитарная сторона гедонистической функции фэшн-журналистики: расшифровка кодов цитатного письма в журналистских текстах о моде и стиле жизни, как выяснила исследовательница, приносит читателю интеллектуально-эстетическое наслаждение. Рецензируемая ВКР может служить своеобразным практическим пособием для журналистов по применению техники цитатного письма, которая расширяет творческие возможности, позволяет преодолеть рамки плоскостной, стереотипной подачи информации и тем самым способствует повышению интереса читателей к изданию. Наряду с интересными и точными наблюдениями в работе содержатся некоторые недочеты формального характера. 1. Формулировки цели и задач исследования неточны: они указывают не на ожидаемые результаты исследования, а на некие процедуры с неясными возможными итогами («рассмотреть», «изучить», «проанализировать» вместо «показать», «определить», «выявить», «выяснить» и т. п). 2. Таблицы в тексте ВКР необходимо подписывать. 3. Вторичные ссылки следует оформлять с указанием «Цит. по:…». 4. Ссылки на работу У. Эко и на Лингвистический энциклопедический словарь следовало оформить в соответствии с выходными данными печатных изданий, а не по интернет-источнику. Отметим, что высказанные замечания носят рекомендательный характер и не умаляют достоинств представленной к защите работы. Выпускная квалификационная работа Марии Владимировны Кулибаба «Цитаты искусства в контексте фэшн-журналистики» представляет собой самостоятельное исследование актуальной проблемы. Поставленные автором задачи успешно решены, выводы обоснованны и вытекают из основного содержания глав, аргументы убедительны. Выбор методики исследования соответствует поставленным задачам, эмпирическая база представительна, научно-справочный аппарат в целом оформлен грамотно. Текст ВКР оригинален и не содержит неправомерных заимствований. В целом работа соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным сочинениям студентов бакалавриата, и заслуживает положительной оценки. Хотелось бы отметить как высокий теоретический уровень выполнения ВКР, так и практическую значимость полученных результатов исследования и рекомендовать автору продолжать свои научные изыскания. 19.05.2017 г. Доктор исторических наук профессор кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ М. А. Воскресенская