РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Назаровой Ульяны Сергеевны на тему «Продвижение Русской Православной Церкви в сети Интернет» Актуальность ВКР Ульяны Сергеевны Назаровой связана с важнейшей для современной России темой, затрагивающей проблемы развития гражданского общества и религиозных организаций. На наш взгляд, данная тема носит злободневный характер, поскольку Интернет является неотъемлемым инструментом продвижения религиозных организации в современном мире. Структура работы в целом логична и позволяет в значительной степени раскрыть заявленную тему. Во Введении формулируются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, перечисляются методы исследования. Все эти необходимые формальные элементы не вызывают серьезных нареканий, они позволяют понять, о чем будет идти речь в исследовании. В первой главе У. С. Назарова демонстрирует достаточный уровень владения теоретическим материалом по своей теме, знакомство с наиболее распространенными подходами к изучению технологий продвижения в глобальной сети Интернет. В этой же главе весьма подробно изучено положение Русской Православной Церкви в качестве базисного субъекта PR, а также выделяются основные технологии и инструменты продвижения в сети Интернет. Во второй главе автор приводит всестороннее исследование интернет-ресурсов Русской Православной Церкви, а также основных интернет-сообществ в социальных сетях. Мы полагаем, что результаты исследования следует признать достоверными, а рекомендации, сформулированные автором в заключительном параграфе, заслуживают внимания со стороны руководителей соответствующих подразделений РПЦ. В Заключении автором делаются некоторые выводы. К сожалению, работа не свободна от недостатков: 1. В самом начале первой главы У. С. Назарова справедливо показывает, что продвижение в глобальной сети Интернет сочетает разнообразные методы рекламы и PR. Однако, вторая глава называется «PR-коммуникации РПЦ в сети Интернет», фактические исключая из исследования рекламные технологии. 2. Если анализ групп в социальных сетях имеет четкое обоснование, и анализу подвергаются наиболее популярные группы, то анализ веб-сайтов РПЦ имеет довольно расплывчатые основания: по словам У. С. Назаровой, анализу подвергаются «основные» интернет-ресурсы. К сожалению, рецензенту не удалось обнаружить научно-обоснованного принципа отбора веб-сайтов для исследования. Именно поэтому в ВКР просто отсутствует перечень сайтов РПЦ подвергшихся анализу. Согласно отчету программы SafeAssign, оригинальность ВКР У. С. Назаровой достигает 82 %. Анализ фрагментов текста, отмеченных программой в качестве подозрительных, показал, что оставшиеся 18 % - это совпадения, носящие технический характер, или корректно оформленные ссылки. Таким образом, ВКР Ульяны Сергеевны Назаровой на тему «Продвижение Русской Православной Церкви в сети Интернет» является самостоятельным исследованием, посвящено актуальной теме, имеет практическую значимость, соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и заслуживает высокой положительной оценки. Доктор политических наук, доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета И. А. Быков 20.05.2017