ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу по направлению «Реклама и связи с общественностью» студента 4-го курса очного отделения ШИРЯЕВОЙ Анастасии Викторовны на тему «Современные коммуникативные технологии в продвижении услуг сферы общественного питания» Содержание выпускной квалификационной работы полностью соответствует заявленной в названии теме — в работе исследуются и анализируются коммуникативные технологии, применяемые в отдельных направлениях сферы общественного питания. Тема, заявленная в названии раскрыта полностью — сравнивается опыт продвижения игроков традиционного направления ресторанного бизнеса и компаний по доставке готовой пищи с опытом новичков рынка, – доставки рецептов и продуктов (meal-kit delivery). На основании исследования сделаны выводы об эффективности применяемых методов и способов продвижения и выработаны некоторые практические рекомендации. Структура ВКР обоснована задачами исследования. В первой главе автор дает характеристику отрасли общественного питания, основных ее направлений и рассматривает сущность и технологии рекламной и PR-деятельности в этой сфере. Во второй главе автор приводит результаты самостоятельно проведенного исследования: проанализированы коммуникативная деятельность базовых субъектов, и на основании проведенных полевых исследований среди представителей целевой аудитории изучаемых субъектов проведена оценка эффективности применяемых коммуникативных технологий. В работе отражены актуальные проблемы теоретического и практического характера. Основной проблемой исследования является недостаточная изученность эффективности применяемых способов продвижения в направлении meal-kit delivery и отрасли общественного питания в целом. Не существует практически ни одного качественного исследования данного сегмента Актуальность также обусловлена высокой конкуренцией в новом сегменте и экономическими проблемами в стране, что вынуждает компании активно заниматься продвижением своего бренда и отстройкой от конкурентов. Список использованной литературы обширен, современен, много источников на английском языке. Выводы, сделанные автором работы, обоснованы и убедительны. Рекомендации по совершенствованию работы компаний сферы общественного питания, данные автором по результатам проведенного исследования, имеют прикладной характер и могут быть взяты на вооружение специалистами, отвечающими в компании за коммуникации. Представляется необходимым высказать некоторые замечания: 1. Во Введении отсутствует обзор использованной литературы и источников. 2. Не сформулированы выводы по перовой главе работы. 3. В параграфе 2.1. «Методы и программа исследования» избыточно, с точки зрения рецензента, даны определения качественных и количественных исследований, экспертного интервью, анкетирования и выборки. 4. В конце параграфа 2.2. автор утверждает, что «Сравнив опыт продвижения игроков традиционного направления ресторанного бизнеса и компаний по доставке готовой пищи с опытом новичков рынка, – доставки рецептов и продуктов, – можно сделать выводы об эффективности применяемых методов и способов продвижения и выработать некоторые практические рекомендации». Но в параграфе 2.2. автор не «сравнивает опыт» и не «делает выводы об эффективности применяемых методов», а только дает краткую характеристику исследуемых компаний. 5. На протяжении всей работы автор так и не определился с терминами – целевые аудитории/целевые группы/потребители. 6. Не корректным представляется название параграфов 2.3.1. «Коммуникативные технологии, характерные для ресторанного бизнеса» и 2.3.2. «Коммуникативные технологии, характерные для meal kit delivery services». Но перечисленные замечания не умаляют достоинств работы Анастасии Викторовны Ширяевой. Текст легко читается, практически отсутствуют орфографические, стилистические ошибки и опечатки. Работа достойно оформлена, наглядный материал представленный в тексте и в Приложениях уместен, выполнен качественно, содержателен и убедителен. В целом, Анастасия Викторовна Ширяева справилась с решением научно-исследовательской задачи. Рецензируемая работа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным работам по направлению «Реклама и связи с общественностью», и, в случае успешной защиты, заслуживает высокой положительной оценки. Доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе Г.К. Панкова 18.05.2017