Рецензия на выпускную квалификационную работу Петровой Ксении Алексеевны «Фильм-портрет в кино- и тележурналистике». Исследования экранной документалистики традиционны для выпускников кафедры телерадиожурналистики. В своей дипломной работе Ксении Алексеевна Петрова продолжает традицию, избрав в качестве предмета своего исследования «способы и методы, используемые при создании фильма-портрета» в современной в кино- и тележурналистике. Цель своей работы автор определяет как «выявление закономерностей в выборе и трактовке героев фильмов-портретов, а также основных тенденций, происходящих с фильмом-портретом сегодня в кино- и теледокументалистике». В качестве безусловного достоинства работы следует отметить серьезный теоретический фундамент и четкое понимание истории развития отечественной документалистики – чувствуется твердая рука авторитетного в данной области научного руководителя. Одной из задач, поставленных перед собой автором, является «сравнить методы работы при создании фильма-портрета в документальном кино и в тележурналистике». И отчасти в первой, а в основном во второй главе, эта задача успешно выполняется. Автор предлагает весьма продуктивный подход к теме: на конкретном материале она сравнивает принципы работы представителей основных направлений экранной документалистики, подробно анализирует причины общности и различий в подходах к созданию фильма-портрета в кино и на ТВ. Наиболее полно, на наш взгляд, проанализированы творческие подходы авторов, следующих традициям отечественной кинодокументалистики, в том числе, и документалистам из российской провинции. С помощью мнений известных исследователей и медиакритиков, подкрепленных собственными зрительскими наблюдениями, автор уверенно показывает особенности творческого процесса, характер драматургии, средства выразительности. Телевизионный документальный фильм-портрет, хоть и в меньшем объеме, но также анализируется в избранном алгоритме. Работы А. Зиненко, К. Набутова и других известных авторов рассматриваются как в содержательном аспекте, так и с точки зрения драматургии, аудиовизуальных приемов создания образа. В результате получается вполне грамотный комментарий к тому, как создатели фильмов добиваются конечного результата – внимания зрителей. Существенных замечаний к содержанию ВКР у меня нет, однако позволю себе реплику по касающемуся лично меня дискуссионному поводу. В разделе 2.3. К.А. Петрова говорит, что применяемая мною дефиниция «биографический» по отношению к фильмам, «в которых идет рассказ о жизни героя или о нескольких личностях», ей «кажется слишком широкой», а потому далее она опирается на жанровую типологию, которой придерживается В.Ф. Познин. Дело в том, что никакого противоречия тут нет, и с позиций нарратологии не имеет значения статус героя: жив ли он на момент создания фильма или нет, юбиляр ли он и т.д. Важно то, что экранная история базируется на событиях его индивидуальной биографии, а не, к примеру, событиях мировой, национальной или локальной истории. Поэтому термин «биографический нарратив» может быть, в означенном контексте, применен к любому из перечисленных поджанров. Но это - уточнение в порядке дискуссии, а в остальном, ВКР К.А. Петровой отвечает всем предъявляемым требованиям. Работа может быть допущена к защите и, безусловно, заслуживает высокой положительной оценки. Рецензент - доцент кафедры телерадиожурналистики Факультета журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, кандидат филологических наук Пронин А.А. 21 мая 2017 года