РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Кечиной Анастасии Алексеевны на тему «Документальный фильм: от заявки до эфира (на примере фильма Первого канала «Ким Филби. Тайная война»)» Содержание выпускной квалификационной работу А.А Кечиной полностью соответствует заявленной теме, актуально и обладает определенной степенью новизны. Заявленная тема раскрыта. Структура работы обоснована поставленными задачами исследования. При анализе использовано достаточное количество современной литературы. Выводы раскрывают основное содержание и подводят итог анализу. В первой главе ВКР дается общий анализ принципов создания и технологии производства телевизионного документального фильма. Отмечается, что современное телевидение – это своего рода конвейер, имеющий жестко заданную скорость, и что эта скорость немедленного принятия решений, а поскольку далеко не все способны в короткий срок принимать и реализовывать оптимальные варианты, то это сказывается на качестве программ и невольном подчинении отработанным уже стереотипам. Наиболее интересна вторая глава, имеющая практическую направленность, в которой анализируется процесс создания на 1 канале документального фильма, рассматриваются функциональные обязанности всех членов группы. Особое внимание уделено функциям продюсера, поскольку эта фигура стала в последнее время многофункциональной, выполняющей одновременно работу редактора, администратора, финансового директора и даже режиссера. Что касается замечаний, то А.А. Кечина как член съемочной группы она точно описала специфику создания документальных фильмов на 1 канале. Во-первых, судя по отраженным в ее фильме фрагментам работы над картиной о Киме Филбе, это никакой не «полухудожественный фильм», как позиционируют его члены съемочной группы, а весьма характерная для 1 канала документальная история, основанная на закадровом тексте, сопровождаемом киноиллюстрациями. Но, как сегодня принято, это подается как нечто новое и сенсационное. «За что еще браться, как не за что-то сложное, таинственное, закрытое?», - говорит один из членов съемочной группы. Это при том, что в Англии и США был снят десяток художественных кинолент про Филби, в нашей стране вышло о нем порядка 5 книг, включая и его автобиографию, а также снято несколько документальных картин. (Кстати Н. Долгополов, изображающий в новом фильме Филби в почтенном возрасте, был автором книги о Филби, и по его книге снят документальный фильм к столетию Филби (2011). Но и об этом, к сожалению никем не сказано ни слова). К мелким замечаниям я бы отнес неизбежное для новой генерации использование американской терминологии, в чем опять таки дипломница неповинна. Я имею в виду модное слово «локация» вместо привычного понятия «съемочный объект» или «место съемки»; термин «спикер» вместо слова «собеседник» или «рассказчик» т.п. Неточны, на мой взгляд, и некоторые понятия, взятые, вероятно, автором из наших ученых книг и статей: криминальная тема почему-то определяется как «детективная»; событийный репортаж определен как «фильм-событие», а тематический как «фильм-тема». Еще для меня странно, что в работе без всяких комментариев приводится цитата о Филби бывшего генерала КГБ Олега Калугина. Может быть, в фильме Первого канала его представят как русского Филби? Между тем, в документальном фильме о Киме Филби, снятом В. Микеладзе в 2007 году, четко обозначена разница между шпионом и предателем: «В отличие от этого предателя, причинившего немало вреда России, Филби не передал в своих шифровках ни одного сообщения, которое могло бы нанести вред Англии...». Но еще раз повторю: все высказанные замечание надо прежде всего адресовать Первому каналу, на котором работает (что само по себе замечательно) наша дипломница. И текст дипломной работы, и фильм о процессе создания фильма несомненно будут интересны и полезны нашим студентам, то есть данный дипломный проект носит не только теоретический, но и практический характер. Текст работы написан хорошим литературным языком, не содержит ошибок и опечаток. Работа А.А. Кечиной полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает высокой положительной оценки. 23.05. 2017 В.Ф. Познин, доктор искусствоведения, профессор кафедры телерадиожурналистики