Новая коммуникационная среда порождает интерес к исследованию особенностей циркулирующей информации, транслятором которой выступает журналист. В условиях трансформации коммуникативной среды, роста числа средств коммуникации и существенного расширения сферы коммуникации анализ почти не рассмотренного в теории журналистики явления персонификации способен внести дополнительные темы, аспекты и характеристики в развитие теории журналистики и массовых коммуникаций, а также в различные области социальных и гуманитарных наук. Актуальность обращения к исследованию персонификации журналистики стиля жизни также объясняется популярностью глянцевых изданий. На современном информационном рынке это один из наиболее широко представленных, активно развивающихся и перспективных сегментов, который, однако, практически не освоен отечественными исследователями. Выпускная квалификационная работа Арины Владимировны Кочуровой посвящена значимой теме, перспективной, с точки зрения современной науки, и востребованной с позиций медийной практики. Это связано со следующими обстоятельствами. Динамика медиасферы современного мегаполиса обусловлена развитием и усложнением информационно-коммуникативных технологий, распространением принципов сетевой организации, переходом публичных коммуникаций в онлайн среду. Концепция стиля жизни откликается на эти изменения и объясняет их с точки зрения поведения, ценностных ориентиров и жизненных установок личности. Свое развитие концепция получила и в журналистике в виде активно развивающихся изданий о стиле жизни, которые создают совокупность идей и представлений, чувств и настроений, отражающих различные стороны жизни социума. Научная новизна ВКР, как отмечает А. В. Кочурова, заключается в теоретическом обосновании и анализе явления персонификации современной журналистики на примере американских изданий ( с. 3). Предметно-объектное поле определяет следующую цель и задачи научного исследования: Цель работы – рассмотреть персонификацию журналистики в качестве актуального тренда современной медиа-среды. Задачи: 1. Изучить понятийный аппарат, а также основные теоретические положения по проблематике исследования; 2. Исследовать исторические аспекты становления и развития персонификации в журналистике; 3. Выделить особенности, характерные для персонификации современной зарубежной журналистики; 4. Проанализировать тенденцию и образцы персонификации в американской журналистике стиля жизни. ВКР имеет внятную и логичную структуру, включает в себя введение, две содержательные главы, заключение, список литературы. В первой главе автор описывает теоретико-методологический аппарат исследования, в частности, определяет и операционализирует категории «стиль жизни», «персонификация журналистики; рассматривает тематические направления изданий о стиле жизни; факторы, определяющие типологию СМИ данного направления; описывает портрет целевой аудитории; эволюцию развития модных журналов в контексте изданий о стиле жизни, журналистский дискурс персонификации. Автор дипломного сочинения систематизирует различные трактовки терминов, актуальных для СМК, раскрывает историю введения категориального аппарата в научный оборот. Все содержание данной части научной работы логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из трудов авторитетных зарубежных и российских ученых. Убедительно используется дипломанткой исторический метод исследования. Вторая глава посвящена обобщению практик персонификации американских изданий о стиле жизни. Основываясь на проведенном анализе эмпирического материала, автор формулирует проблемы современной журналистики стиля жизни, а также исследует приемы персонификации в журналистике. Производит приятное впечатление убедительная аргументация выбора эмпирического материала. Арина Владимировна демонстрирует самостоятельность мышления не только в осмыслении теоретических источников, но и в анализе СМИ. В контексте теоретическом и эмпирическом персонификацию журналистики А. В Кочурова определяет, как переход от традиционных СМИ к средствам персонифицированной информации, тесно связанной с образом автора (с. 17). «Современная журналистика приобретает ряд качественно новых свойств, среди которых и свойство персонификации. Существенное влияние на это оказывает Интернет как информационно-социальное явление уже более двадцати лет. Под влиянием Интернета формируется мнение его пользователей об окружающем мире, о том, какие фильмы и театральные постановки смотреть, какие книги и журналы читать, что носить. Значительный вклад в этот процесс вносят интернет-издания, социальные сети и блоги различной тематической направленности (образование, политика, путешествия, мода, искусство, общество)» (с. 27).Интересны наблюдения персонификации журналистского творчества в контексте взаимосвязи блогосферы и журналистики стиля жизни. Арина Владимировна Кочурова подчеркивает, что «успешные авторские блоги превращают имя автора в личный бренд, который развивается в различных сферах, включая журналистику. Например, блогер из Италии Кьяра Ферраньи начала публиковать фотографии с модными образами в социальных сетях, так появились ее первые подписчики. В 2009 году она завела персональный блог о стиле The Blonde Salad, где делилась личным мнением о новостях мира моды, трендах и публиковала собственные съемки. В 2012 году девушка объявила о запуске личного бренда женской обуви, который до сих пор успешно существует. В 2013 году количество подписчиков в Instagram достигло 1 миллиона (сейчас – 9 миллионов). В 2016 году она перезапускает блог, который начинает функционировать как СМИ о стиле жизни и интернет-магазин TheBlondeSalad.com. Теперь за его контент отвечает коллектив авторов, который каждый день публикует актуальные материалы о стиле жизни» (с. 31). Целесообразно визуализировать вербальный текст о журналистах, блогерах. Это позволит расширить контент в условиях значимости мультимедийности и мозаичности современного мышления. Вызывает уважение, что автор исследования берется за систематизацию категориального аппарата, с помощью которого описывается специфика освещения современного стиля жизни в СМИ. Конструктивно использует его во второй главе ВКР, анализируя эмпирический материал, а именно американские издания о стиле жизни. О глубине исследования печатных и электронных изданий свидетельствует объем изученных материалов: 6 номеров журнала Vogue за 2015, 2016 годы и 5 номеров журнала Harper’s Bazaar за 2016 год, а также материалы, опубликованные в апреле 2017 года в электронных изданиях Vogue.com и Harpersbazaar.com. Методом сплошной выборки были отобраны тексты, в которых есть определяющие характеристики персонификации журналистики и их составляющие: субъективная модальность, акцент на личности автора, проявление авторского «Я», возможность обратной связи и диалогические конструкции (с.33). Проанализированный значительный массив эмпирических материалов, использование заявленных во введении методов исследования позволил автору научной работы сделать обоснованные выводы и практические рекомендации, которые могут использоваться в процессе изучения персонификации журналистского творчества российских журналистов. Очень хорошее впечатление за счет соблюдения логики, ясности формулировок и суждений, реализации принципов системности производит заключение научной работы. Выводы исследователя: персонификация журналистики стиля жизни активно развивается благодаря особенностям функционирования новых медиа, их тесному взаимодействию с традиционными СМИ; персонификация шире представлена в электронных изданиях, чем в печатных; в изданиях Vogue больше примеров текстов с чертами персонификации, чем в изданиях Harper’s Bazaar, что подтверждается и теоретическими источниками, и эмпирической базой. В то же время, хотелось бы выразить ряд пожеланий: 1. Конкретизировать и описать в тексте исследования технологию применения метода контент-анализа, который заявлен во введении. 2. Расширить вербальный ряд научного текста визуальным: портреты журналистов, экспертов, редакторы, издатели, издания о стиле жизни. как способ аргументации новой жанровой специфики. 3. Использовать Приложение в структуре ВКР. Впрочем, данные замечания не снижают общего благоприятного впечатления от ВКР. Цель научной работы представляется достигнутой, задачи – решенными. Система Blackboard зафиксировала 6% заимствований, содержательное изучение которых указывает на их технический характер. Выпускная квалификационная работа Арины Владимировны Кочуровой является глубоким, завершенным, концептуальным исследованием, которое соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и заслуживает высокой положительной оценки. Рецензент: кандидат социологических наук, доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ Л. П. Марьина .