РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студента Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета, направления 031300 «Журналистика», ЛАПШОВА Егора Анатольевича на тему «СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАПОЛИС И МЕДИАДИЕТЫ СТУДЕНТОВ РОССИИ И ИТАЛИИ» Выпускная квалификационная работа Лапшова Е.А. посвящена выявлению и сопоставлению особенностей медиапотребления студентов в современных медиаполисах (Риме и Петербурге) в контексте различий в медиасистемах России и Италии. Избранная тема может считаться актуальной с точки зрения частичного формирования прогнозов на развитие медиа будущего, в частности в Санкт-Петербурге. Работа представляет собой самостоятельное законченное исследование. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. План отражает содержание заявленной темы. Автором корректно выделены объект и предмет, цели и задачи исследования, определён его научный аппарат. ВКР выполнена на высоком теоретическом уровне. Автор продемонстрировал знание теоретического материала по специальности и смежным дисциплинам, умение на практике успешно применять основной профессиональный инструментарий. Для содержания работы характерна ясность, четкость и последовательность изложения. Достоинством работы является то, что автор провел большую аналитическую работу для первой главы по выявлению особенностей современных медиасистем и медиапотребления, что говорит о достаточно хорошем уровне общеметодологической, теоретической подготовке студента. Тема исследования прошла апробацию на международных конференциях в Страсбурге (Франция), Оксфорде (Великобритания). Хочется отметить стиль изложения: точность, ясность, лаконичность в выражении мыслей, логичность. Следующим достоинством является критический обзор исследовательской литературы во введении и в первой главе, которые имели ключевое значение для изучения заявленной темы, научный стиль изложения работы. Во второй главе автор приводит результаты анализа медиарынка России и Санкт-Петербурга и отмечает, что «политические проблемы волнуют петербуржцев больше, чем экономические (речь идет о городской повестке, которая, по словам историка и журналиста Льва Лурье, беспокоит жителей Петербурга значительно больше, чем федеральная)» С.52. и далее автор упоминает ситуацию, сложившуюся по вопросу Исаакиевского собора. Во введении ВКР указаны хронологические рамки исследования – «для описания медиаполисов выбраны 2010-е годы, поскольку не вся доступная литература описывает 2016-2017 годы. Эмпирическое исследование проводилось в апреле 2017 года, так как нас интересовал самый свежий срез данных». Но анализ рынка предполагает выявление основных факторов, тенденций, а для этого необходимо сфокусироваться более, чем на одном месяце жизни рынка. В параграфе 4.4 «Сравнительный анализ медиарациона студентов Рима и Санкт-Петербурга», интерпретируя полученные данные, автор приводит портреты анкетируемых, характеристики которых включают только возраст, гендерную принадлежность, медиапредпочтения. Можно сказать, что автор выполнил задачу - выделить ключевые особенности студенческого медиапотребления, но только в общих чертах. Студенчество, как социально-демографическая группа неоднородна и дополнив анкету можно было получить подробные портреты студентов Рима и Санкт-Петербурга. Указанные замечания не снижают положительное впечатление от работы. Цель, задачи, содержание и выводы рецензируемого исследования целиком соответствуют профилю подготовки. Предмет исследования, определенный автором, представляет безусловный практический интерес и предоставляет возможность продемонстрировать уровень теоретических знаний и профессиональной подготовки. Общий вывод: выпускная квалификационная работа Лапшова Егора Анатольевича соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по направлению 031300 «Журналистика» и заслуживает положительной оценки, а ее автор присуждения степени бакалавра по направлению 031300 «Журналистика». Рецензент: Черкашина Светлана Анатольевна, канд. культурологии, доцент кафедры менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ 25 мая 2017 г.