РЕЦЕНЗИЯ на дипломную работу студента 4 курса специальности «Связи с общественностью» Шнейдера Павла Вячеславовича «Продвижение услуг мобильных операторов для молодежной аудитории (на примере «Билайн»)». Тема выпускная квалификационной работы П. В. Шнейдера, посвященная коммуникационным инструментам продвижения в сфере телекоммуникаций, в частности, работе с аудиторией, относящейся к поколению Z, несомненно является актуальной и востребованной на сегодняшний день. Сфера телекоммуникаций, поставляющая услуги мобильной связи, Интернет-подключения и он-лайн телевидения, является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, современное общество невозможно представить без постоянного обмена информацией. Сфера отличается повышенной конкуренцией, постоянным развитием и ростом, зависящим от изменений технологий. Основными потребителями услуг сотовой связи является молодежная аудитория. Подобные условия диктуют необходимость выстраивания коммуникаций в соответствии с ценностями и потребностями этой аудитории. Подобные проблемы решают телекоммуникационные компании по всему миру, что побудило автора дипломной работы обратиться к зарубежному опыту и изучить значительное число (более 30) публикаций на английском языке. Проблема обусловливает и цель, которую ставит перед собой автор – определение основных трендов и выявление технологий продвижения услуг мобильных операторов для молодежной аудитории. Для достижения поставленной цели автор прибегает к широкому спектру эмпирических методов исследования, таких как включенное наблюдение, опрос, контент-анализ СМИ, экспертное интервью, анализ кейсов. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Все главы сопровождаются выводами по ним, а приложения придают работе наглядность. В первой главе автор обусловливает связь маркетинга и теории поколений, дает подробное описание поколения Z, их ценностей и привычек, а так же выделяет специфику коммуникационных проектов, направленных на эту аудиторию, дает рекомендации по методам работы с поколением. Вторую главу автор посвятил анализу мировых лидеров рынка телекоммуникаций, проблемам, возможностям и технологиям коммуникации в отрасли. Третья глава представляет собой анализ коммуникационной кампании «Билайн», автор приводит результаты опроса, направленного на определение эффективности кампании. Дипломная работа П. В. Шнейдера обладает практической значимостью, так как результаты его исследования поколения Z и выработанные рекомендации по работе с подобной аудиторией могут оказать помощь при разработке стратегий коммуникационного сопровождения проектов других компаний. Все практические выводы и рекомендации автора базируются не только на эмпирической базе, но и на хорошо проработанной теоретической. Оценивая дипломную работу П. В. Шнейдера, безусловно, положительно, хотелось бы отметить несколько выявленных недочетов: 1. Информация в пунктах 1.2 и 1.3, а также в пунктах 2.3.1 и 2.3.2 частично повторяется. Возможно, это вызвано недостаточной проработкой структуры работы. 2. В прил. 13 при демонстрации результатов опроса, автором была упущена расшифровка шкалы оценки. 3. К сожалению, в работе имеются отдельные стилистические недочеты и пунктуационные погрешности (стр. 18, 25, 48, 56, 59 и др.) Однако отмеченные недочеты не носят принципиального характера и не влияют на общее положительное впечатление от работы. Выпускная квалификационная работа П. В. Шнейдера представляет собой законченное самостоятельное исследование актуальной проблемы в сфере связей с общественностью в бизнесе. Работа хорошо написана в научном стиле, характеризуется логичностью изложения материала, отвечает всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает высокой положительной оценки. Рецензент – Селявина Ю. Н., директор по рекламе и PR школы бальных спортивных танцев "Esperanza"